Преимущества и полезность игр для практики английского

Роль игры в процессе изучения английского языка в школе

Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.

Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.

Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов.

Обратите внимание

Одной из причин, которая приводит к такому результату — трудности в изучении грамматики. [5] Традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят.

Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс.

Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку.

Бельгийский бизнесмен, наблюдавший за детьми, которые изучали грамматику в процессе игры, сказал: “It isn`t silly at all”, тем самым выражая удивление, что игра может быть забавной и серьезной в одно и то же время. Игры способствуют интенсивной языковой практике.

Они могут использоваться в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке. Важно, чтобы игры доставляли радость, помогали в тренировке языковых явлений.

Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.

Особое значение приобретают игры, известные детям из их жизненного опыта на родном языке.

Применении игр — эффективный способ повторения языковых явлений.В целом, ученики любят игры, которые имеют элемент удачи, потому что она добавляет увлеченность игре.

Игры, которые зависят от умений учеников, становятся скучными, так как выигрывают одни и те же способные ребята, и увлеченность большинства игроков падает. Игры с элементом удачи включают в себя игры на угадывание, игры с кубиками и картами.

Важно

Большинство игр носят состязательный характер, и победителем может стать один человек или команда. Использование командных и групповых игр помогает уменьшить давление соревнования на одного человека.

Помня об этих принципах — удача и умение, состязание и сотрудничество, неожиданность, которые являются основой всех игр, — учитель может упражнение из учебника превратить в игру.

Применение различных игр помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка. И учащиеся, которые захотят играть, обязательно захотят улучшить свои знания по иностранному языку.

Планируя уроки, учитель должен думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремился создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка.

Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, нужно понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Каждый учитель иностранного языка, постоянно должен искать резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку.

Мы считаем что, главная задача учителя — добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу — значит выполнять его качественно, на более высоком уровне.

Творчество — это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен.

От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

Совет

Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих. Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей. В этом — один из главнейших принципов эффективного воспитания.

Ребенок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно.

Есть отрасль медицины и психологии — игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребёнка. Игрою можно ободрить и одобрить ребёнка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства [2].

Игра всегда предполагает принятия решения — как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. Однако, для детей игра прежде всего — увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам.

Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий — всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения.

Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения — оказывается, я могу говорить наравне со всеми.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

—        создание психологической готовности детей к речевому общению;

—        обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

—        тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д.

Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20–25 минут урока.

В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

Обратите внимание

Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Рассмотрим теорию М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:

1.      лексические игры;

2.      грамматические игры;

3.      фонетические игры;

4.      орфографические игры;

5.      творческие игры.

К примеру возьмем игры по аудированию

Перед учителем ставятся цели:

—        научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

—        научить учащихся выделять главное в потоке информации;

—        развивать слуховую память учащихся.

Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т. д., это игры на развитие аудитивной памяти.

Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил.

Затем учитель читает текст ещё раз и дает задание — выписать группы слов и запомнившиеся фразы.

После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.

Большой эффект в обучении аудированию имеют командные игры, в которых после прослушивания текста члены команды составляют и затем задают вопросы соперникам по содержанию текста. Побеждает та команда, которая более точно ответит на поставленные вопросы.

Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивание текста (желательно, с большим количеством персонажей) необходимо разыграть сценку по содержанию текста. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности.

Важно

Обучение аудированию целесообразно проводить в разнообразных интересных играх. В них ребёнок может проявить себя как личность, а также как член коллектива.

Нет универсальных игр для обучения аудированию, но можно любое упражнение, любой текст превратить в игру.

Для этого необходимо подготовить необходимые аксессуары, создать атмосферу соревнования, сделать задание к текстам разнообразными, но в то же время доступными и интересными.

Тексты можно использовать из учебников, дополнительных книг по английскому языку, придуманные самим учителем или учениками. Главное, на наш взгляд, превратить элементарный текст в интересную, притягивающую ребенка игру. [5]

Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения. В. Риверс пишет по этому поводу: «Очень часто в обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу». [4]

Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце урока. У. Беннет вообще считает, что некоторые ошибки учитель имеет право игнорировать, чтобы не подавлять речевую активность учащихся.

Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т. д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

Литература:

1. Козвонина В. П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк. 2000. № 7.

2. Лукьянчикова Н. В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // — Начальная школа — 2001 — № 11 — с.49–51

3. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1988.

4. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 232с.

5. www.festival.1september.ru

Источник: https://moluch.ru/archive/54/7313/

Игровая практика в методике обучения английскому языку

Известно, что игра – это естественный способ познания мира. По крайней мере, так считают взрослые об играх для детей, но на самом деле, этот способ универсальный для всех: детей и взрослых, женщин и мужчин, людей разных профессий и интересов.

Игра — это неотъемлемая часть современного подхода к обучению иностранным языкам, все успешные интерактивные методики тем или иным образом построены на игровом подходе. Но игры для контингента взрослых, само собой, отличаются от игр для детей (о последних мы говорили в статье «Возраст ученика: особенности обучения детей английскому языку«.

Зачем же и какая нужна игра в обучении взрослых английскому языку? Какие игры подбирать в процессе подготовки к занятиям?

Функции игры в обучении английскому языку

Прежде всего, стоит заметить, что игра может выполнять разные функции на занятии по обучению английскому языку, а именно:

  1. Игра считается неосознанным видом обучения, который дает учащимся возможность попрактиковать свои знания, отработать изучаемую лексическую или грамматическую тему, принять участие в коллективных играх, а также проявить себя как личность. В данном случаем игра и обучение нераздельны.
  2. Игра может быть способом отдыха или переключения внимания на другой тип задания, новую тему. Такие игры непродолжительны, носят развлекательный характер и дают возможность поднять мотивацию, настроение и силы продолжать занятие как учащимся, так и преподавателю.
  3. Также игра имеет дидактическую функцию, то есть непосредственно через форму игры студенты могут узнать новые факты, расширить общие знания, кроме всего прочего еще и общаясь на английском языке. Таким образом игра является одним из самых эффективных способов повышения качества и продуктивности обучения английскому языку.

Формы и виды игр

Не стоит забывать, что игры на уроках английского языка могут быть использованы на абсолютно любом этапе занятия, с любой темой, грамматической или лексической, для отработки фонетических правил, правил чтения, а также для обучения аудированию, диалогической или монологической речи и т.д. Важно только всегда помнить основные критерии подбора и проведения игр:

  • как преподаватель, так и студенты, должны четко понимать поставленные цели игры и игровой результат;
  • игра должна быть актуальной, вызывать интерес у студентов;
  • следует правильно мотивировать студентов к обучению в игровой форме;
  • уровень сложности игры должен соответствовать уровню знаний студента;
  • преподаватель всегда должен реально оценивать время проведения игры на занятии, и, если нужно, уметь сокращать или проводить follow-up activities;
  • все ресурсы и материалы, необходимые для проведения игры, должны быть заранее продуманы и подготовлены;
  • необходимо проводить feedback после игры для закрепления ее результата.
Читайте также:  Be в прошедшем времени - грамматика и правила, примеры

Не бойтесь адаптировать игры, а также обязательно учитывайте индивидуальные особенности ваших студентов, их интересы и предпочтения — это поможет вам правильно выбрать между подвижной игрой, викториной или boardgame, деловой игрой, между соревнованием и индивидуальным quiz.

Для более активных студентов, возможно, лучше подойдет quick thinking games, в то время как для других групп более подходящим выбором будет word puzzles and riddles и т.д.

Совет

Более детальный перечень игр и их проведение смотрите на полезных ресурсах здесь:
ESL games for adult learners
100 ESL games
ESL Category Games
Speaking Activities for the Classroom

Не менее интересные идеи игр в действии можете просмотреть здесь:
Teaching Grammar with Board Races — TEFL ESL
Fly Swatter Game-Vocabulary Review

Надеюсь, после ознакомления с разнообразием игр в методике обучения английскому языку вы сможете проводить занятия в более легкой и непринужденной форме, пусть ваши студенты не скучают, остаются мотивированными и заинтересованными в обучении английскому языку вместе с вами.

Желаю всем творческого успеха!

Нина Сворак

Источник: https://skyteach.ru/2017/06/12/game-practice/

Английский язык для детей – забота о будущем

Давно прошли времена, когда английский язык для детей преподавали исключительно в рамках школьной программы, а уровень владения языком определялся лишь учителем или преподавателем ВУЗа, выводившим оценку в дневнике, табеле или зачетке.

Всего несколько десятилетий назад мало кому из жителей нашей страны приходилось воспользоваться своими знаниями на практике в естественной языковой среде. В основном доводилось довольствоваться проверкой уроков у своих детей-школьников или с важным видом посмеяться шутке КВН-щиков про «London is the capital of Great Britain».

Канули в лету и те времена, когда человек, встретившись с носителем родного английского, переживал культурный шок от того, что вербальное взаимопонимание с визави, увы, не возникает.

Сейчас хорошее знание английского языка является свидетельством образованности и залогом успешности человека. Очень часто базовый или разговорный английский – это обязательное условие при поступлении в престижное учебное заведение или при соискании профильной вакансии.

Для большинства иностранных граждан – уроженцев разных стран, английский язык – один из шести официальных рабочих языков ООН, является вторым или третьим.

Открытые границы и возможность путешествовать по странам и континентам стало для наших соотечественников очевидным подтверждением актуальности языка, который понимают практически в любой точке земного шара.

Значимость и статус наиболее распространенного языка – универсального средства коммуникации во всем мире и в глобальной сети Интернет в частности, непреложно высок – это факт.

Обратите внимание

Также не вызывает сомнений, что английский для детей – это насущная необходимость, залог будущей профессиональной востребованности, карьерного роста человека.

Однако чаще всего дискуссии родителей и специалистов ведутся вокруг вопроса о том, когда же начинать обучение детей?

С какого возраста начинать обучение английскому языку

Сторонники раннего обучения считают, что английский язык для детей должен присутствовать в их жизни едва ли не с первых дней.

Вторая группа родителей уверены, что иностранный язык следует учить исключительно в естественной среде, потому прилагают все усилия для обеспечения ребенку соответствующих условий: частые поездки, временное проживание в иностранном государстве или откладывают занятия на неопределенное время.

Некоторые родители убеждены в том, что занятия по изучению английского языка следует начинать лишь тогда, когда ребенок подрастет, проявит интерес или самостоятельно уяснит актуальность знаний.

В большинстве случаев любая позиция родителей обусловлена не только внутренними убеждениями или притязаниями, а также жизненной ситуацией и обстоятельствами, определяющими необходимость, цели, уровень и сроки усвоения языка.

Специалисты убеждены в том, что начинать обучение английскому можно в любом возрасте, главное делать это правильно, с учетом внешних факторов и индивидуальных особенностей ребенка.

Для повышения результативности обучения каждый отдельный случай следует рассматривать отдельно, иногда для конкретного ребенка может потребоваться составление индивидуальной программы.

По мнению профессиональных педагогов, которые преподают английский язык для детей на курсах и в школах, знакомство и обучение иностранному языку желательно начинать с 3-5 лет.

Важно

В этом возрасте дети проявляют живой интерес ко всему новому и непривычному, тем более что у них уже сформировалось лингвистическое восприятие и адекватное представление об окружающем.

Дети усвоили основные понятия, владеют необходимым словарным запасом, потому с легкостью могут воспринять и запомнить альтернативные названия на английском без дополнительного объяснения значения слова или понятия.

Память и мышление у детей среднего дошкольного возраста активно развивается, благодаря чему учитель с помощью специальных техник и методик уже может на протяжении некоторого времени концентрировать и удерживать их внимание на предмете.

Наглядно-образное мышление дошкольников обуславливает их вовлеченность в процесс. Задействовав фантазию и воображение можно добиться значительных успехов в усвоении дошкольником иностранного языка.

Немаловажным условием является способность пятилеток к примитивным проявлениям дисциплины и самоконтроля, что идет на пользу при организации оптимальных условий для усвоения новых знаний.

Преимущества обучения дошкольников английскому

Практическая польза от знания английского очевидна, тем более что, по мнению экспертов, любой человек, уже зная один-два языка, без лишних усилий может усвоить неограниченное количество иностранных наречий.

Психологи и педагоги благожелательно приветствуют английский язык для детей дошкольного возраста, как один из способов развития познавательных психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи.

Все эти процессы, определяющие интеллектуальные характеристики человека, тренируются в процессе восприятия и усвоения нового материала.

Умение запоминать слова или понятия, не имеющих привычных смысловых ассоциаций и привязок – это хорошие упражнения для памяти.

Запоминая незнакомые слова, ребенок строит новые ассоциативные ряды, не просто расширяет вариативный ряд – учится смотреть на вопрос по-иному, а соответственно и решать его разными способами.

Такая гибкость мышления является действенной, применимой практически во всех областях и уж точно пригодится ребенку, который вскоре сменит статус дошкольника на ученика общеобразовательной школы.

Совет

Практическая польза коллективных занятий английским также ощутима в процессе адаптации ребенка к обучению в школе.

Поскольку занятия английским у дошкольников проходят в небольшой группе по 4-6 человек, они приобретают коммуникативные навыки в приятной игровой обстановке.

Умение ребенка дифференцировать информацию и мыслить на двух языках способствует пластичности психики, умению адаптироваться и находить общий язык в коллективе не только на вербальном, а и на поведенческом уровне.

Как заинтересовать ребенка обучением английскому?

Уверенное владение английским дарит массу преимуществ: свободу общения, возможность читать литературу и смотреть фильмы в оригинале, знакомиться с этническими и культурными традициями разных народов мира. Но это в будущем, а первые шаги по освоению английского лучше всего начинать с простых коротких по продолжительности мероприятий.

Родители могут своему годовалому малышу петь мелодичные песенки, читать стишки-потешки и сказки на английском.

Следует учесть, что эмоциональная связь между годовалым ребенком и близкими людьми достаточно сильная, карапуз на подсознательном уровне впитывает мелодику речи, потому родители должны быть уверены в том, что они правильно интонируют и произносят слова.

Если взрослые члены семьи владеют английским, они могут самостоятельно заниматься с малышом, постепенно и ненавязчиво пробуждая и развивая его интерес к занятиям.

Английский для детей изначально должен быть увлекательным и приятным времяпрепровождением, все новые знания и навыки ребенок должен приобретать в игровой форме. Мамам и папам необходимо знать, что обучение увенчается успехом лишь в том случае, если ребенок будет положительно настроен.

Навязывание и принуждение 3-хлетнего человечка может привести к бунту, вызовет негативные эмоции, которые могут послужить барьером для освоения иностранного языка.

Игра – это основной вид деятельности дошкольников, чем она ребенку интересней, тем дольше он в нее играет. Родители могут разнообразить любимую игру малыша, внося в нее некоторые новые элементы. Здесь подойдут забавы и развлечения, в которые ребенок играл, когда учился говорить и заучивал первые стишки.

Ребенку проще будет запомнить слова-обозначения на английском, например, показывать носик, глазки, щечки так, как он делал это, проговаривая слова на родном языке.

Обратите внимание

Английский язык для детей станет ближе и понятней, если называть окружающие его в быту предметы: игрушки, предметы одежды или интерьера, продукты и блюда.

Не стоит забывать о наглядно-образном мышлении детей. Во время занятий английским следует активно использовать красочные иллюстрации и прочие виды демонстрационного дидактического материала.

Игрушки должны быть интересные, сюжетные, побуждающие к игре, хорошо, если это будут любимые персонажи сказок или мультфильмов.

Также эффективно использование одного и того же видеоряда с озвучиванием на родном и на английском языке.

По мнению специалистов, существует несколько принципиально важных моментов, которые родители должны соблюдать в процессе обучения. Прежде всего, это естественность. Интерактивные методы и правильно организованные мероприятия обеспечат легкость, отсутствие нагрузок и негатива.

Второй принцип – это последовательность: от простого к сложному. Ну и конечно, терпение и настойчивость. Если ребенок вдруг отрицательно воспринял конкретную методику, необходимо сделать перерыв, а затем попробовать применить иной метод, который больше заинтересует дошкольника.

Принципы и методики обучения английскому

В настоящее время существует множество более или менее эффективных программ, рассчитанных на освоение английского детьми разных возрастов.

Действенность различных методик определена многими объективными и субъективными факторами, а различие их состоит в использовании разных подходов.

Для начала необходимо определиться, какая форма обучения языку подойдет маленькому полиглоту: индивидуальная или групповая.

Важно

Примечательно, что эффективность индивидуального домашнего обучения возрастает, если английский язык для детей преподает гувернер или приглашенный специалист, а не родители (даже хорошо владеющие иностранным). При выборе групповой формы обучения родители должны обращать внимание не только на квалификацию учителя, также следует учитывать его контакт с ребенком, форму проведения занятий, используемую методику.

Например, для самых маленьких применяют разработку Глена Домана. В данной программе основной упор делается на зрительную память ребенка. Ранний английский для детей по программе Хелен Дорон начинается с 3-х месячного возраста. Игровая методика – одна из самых результативных, любую из игровых методик можно адаптировать для любого возраста: от 1года и до 10 лет.

Для трехлеток подходит методика Зайцева, а ребятам чуть постарше будет интересна проектная методика. Творчество и изобразительное (прикладное) искусство – это еще один вид деятельности, который прекрасно совмещается с изучением иностранного языка. Смешанные методики, в которых чередуются разные виды деятельности, также обеспечивают превосходные результаты.

Источник: https://www.native-english.ru/articles/english-for-kids

Игры как интерактивные методы преподавания английского языка: методологические аспекты

Практика общественных отношений последних десятилетий демонстрирует факт того, что английский язык стал языком межнационального общения, и с годами его статус все более  укрепляется, а влияние расширяется. Любое крупное событие в мировой политике, экономике, культуре без него не обходится.

Данную  ситуацию подкрепляет новые веяния в информационных технологиях, и как результат распространение всемирной системы интернета. В этой связи овладение английским языком является важным приоритетом казахстанской модели школьного, средне-специального и высшего образования.

Поэтому на преподавателей английского языка  выпала особая миссия и ответственность.

Человек отличается от всех живых существ тем, что он способен передавать накопленный опыт из поколения в поколение. Данный процесс происходит благодаря таким культурным феноменам как образование и обучение. Научная трактовка данных понятий имеет множество определений.

Читайте также:  Страны на английском языке — национальности и названия стран по-английски

Приведем мнение Н.П. Локаловой: «Образование – система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду.

Обучение – процесс активного взаимодействия между обучающими обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности; совместная деятельность ученика и учителя, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний» [1, 10].

Таким образом, если обучение под собой подразумевает процесс овладения знаниями посредством его перехода от объекта (педагога) к субъекту (обучающемуся), то каждый преподаватель ставит своей главной целью увлечь ученика своим предметом.

Он желает, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в классе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям и родителям приходиться с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».

Данная проблема особенно касается процесса изучения иностранных языков, и английского, в частности.

Проблема слабого желания (а порой и его отсутствия) изучения английского язык касается не только ученика, но и самого учителя как носителя и транслятора знаний. Поэтому нацеленность преподавателя должна касаться вопросов формирования у ученика потребности в знаниях посредством определенных мотивационных условий.

В этой связи, современную педагогическую науку волнует следующий круг проблем:

  1. В чем состоит ценностное содержание знания?
  2. Каковы факторы его возникновения в студенческой среде?
  3. Как создать мотивационные стимулы в среде учащихся для качественного улучшения овладения ими иностранным языком?

Ключом к решению подобного спектра задач может стать практическое применение на уроках методики активного обучения.

Активное обучение, по мнению В.Н. Кругликова, представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно- управленческих средств [2].

Идеи активного обучения нашли отражение в трудах ученых на протяжении всего становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского.

Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика.

Совет

Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривая его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель.

Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения, который работает под началом педагога, что становится наиболее актуально в настоящее время в период новых образовательных стандартов. Суть которых заключается в том, чтобы научить ученика учиться.

Активность ученика в ходе овладения им знаний условно можно назвать познавательной активностью объекта. А процесс влияния на ученика путем трансляции ему знаний и опыта преподавателя – познавательным воздействием субъекта.

Если ранее существовавшая советская модель обучения была нацелена на односторонний подход субъекта на объект, то технология интерактивного обучения (составной частью которой являются игры) направлена на взаимодействие учителя с учеником путем координации первым действий второго, итогом чего становится развитие знаний, умений и навыков объекта. Лейтмотивом данной модели взаимодействия выступают знаменитые слова К.Д. Ушинского: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Следовательно, активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активирующие процесс познания, создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результаты этих условий – собственно познавательную активность – ученик.

Технология интерактивного обучения стала набирать свою популярность в системе как среднего, так и высшего образования, за последние 10-15 лет. Сам термин «активные методы обучения» появился в педагогической литературе в начале 1960-х гг.

Эпитет «активные» используется с целью противопоставления активных методов обучения традиционным. Тем не менее, ни взирая на явную полезность новых методов, далеко не все педагоги способны это понять и найти им соответствующую применимость.

Для большего понимания сущности интерактивных методов приведем мнение С.Б. Ступиной, согласно которому, интерактивные методы (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга) – методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой. Интерактивное обучение – это:

  • «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»;
  • «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»;
  • «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [3, 17].

Одной из форм интерактивной методики обучения является игра. С нашей точки зрения, игра особо важна в изучении английского языка в силу следующего ряда причин:

  1. Игра позволяет вовлечь в учебный процесс не только активных, но и слабоуспевающих учащихся.
  2. Игра на уроках английского языка создает игровую ситуацию, посредством которой обучающиеся способны проявить находчивость и смекалку, которая ранее у них не прослеживалась.
  3. Уникальность игры проявляется в том, что слабый в языковой практике ученик способен занять лидирующие позиции: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание предмета.
  4. Атмосфера равенства, фактор состязательности увлекают учеников, придают их игровым действиям определенный азарт, актерское мастерство и т.д. (незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я тоже могу говорить наравне со всеми»).
  5. Игровые методики универсальны, поскольку их применимость находит место в разных группах по уровню владения языком (начинающие, продолжающие и продвинутые).

Классификации игр разнообразны. Из всего их множества приведем классификацию С.В. Кульневича и Т.П. Лакоценина:

  • Игры-упражнения. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.
  • Игры-путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
  • Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр- путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
  • Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества [4].

Таким образом, логически вытекает умозаключение о том, что внедрение игр на уроках создает такое интеллектуальное поле, которое рождает у обучающихся стимулы к более детальному и качественному усвоению английского языка путем обыгрывания ими  определенных ролей. В этом и состоит рациональное зерно игр. Более того, как полагал Д.Л.

Митухин, «в своей основе они содержат имитацию условий осуществления реальной профессиональной деятельности с целью моделирования актуальных проблемных ситуаций, т. е. имитационное моделирование.

Мы полагаем, что использование форм и методов,  в основе которых лежит имитационное моделирование, обеспечивает достижение ролевой перспективы в учебном процессе, единство содержательной и процессуальной сторон обучения» [5, 108].

Из всего вышеизложенного также можно сделать ряд выводов:

Вывод 1. Игра — это жизненно важный и необходимый элемент в развитии личности учащегося. Игры по своей сути активизируют процесс формирования и развития личности обучаемого, вырабатывает у него деловые качества (инициативность, креативность, самостоятельность в принятии решений и т.д.).

Игры имеют неразрывную связь с  практической жизнью, и поэтому они не только являются эффективным способом усвоения знаний и умений, но и средством овладения профессиональных навыков. «Игра, – как говорил А.П.

Парахонский, – хранит и развивает огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений» [6, 1].

Вывод 2. Игровые методики развивают у обучающихся такие качества, как память, внимание, логическое мышление. Слаборазвитая память, как известно, является большим препятствием в изучении иностранных языков.

Без игровых действий закрепление в памяти учащихся иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения.

Вместе с тем, игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает активность и заинтересованность учеников, что отражается на качестве усвоения учебного материала.

Вывод 3. Реализация ролевых методов на уроках английского языка является залогом успешного профессионального становления будущих специалистов, поскольку погружает их в среду межкультурной коммуникации.

Вывод 4. Игровые методы обучения стимулируя познавательную активность студентов, способствуют осознанному восприятию окружающего мира, формированию их личности как специалистов.

Обратите внимание

Но главной функцией игровых методов обучения, как аспекта самостоятельной работы, является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и коллективной деятельности развивается человек.

Список использованной литературы:

  1. Локалова Н.П. Школьная неуспевемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. СПб.: Питер, 2009. –
  2. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. СПб.: ВИТУ, 1998 // http://ru.wikipedia.org/wiki).
  3. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. — 52 с.
  4. Кузнецов П.С. Применение игрового метода обучения на уроках английского языка // http://festival.1september.ru/articles/608426/
  5. Матухин Д.Л. Использование активных методов в обучении устному иноязычному общению // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 4 (119). С.104-108.
  6. Парахонский А.П. Роль игровых методов обучения в формировании личности и стимулировании познавательной активности студентов // http://www.econf.rae.ru/pdf/2006/12/33.pdf

Фамилия автора: АЙТАЛИЕВА А.Е.

Источник: https://articlekz.com/article/12209

Ролевые игры на уроках английского языка

Ролевые игры на уроках английского  языка.

Курсовая.

Оглавление.

   Введение.

Ролевые игры (RPG — role-playing games) — это одно из самых популярных интеллектуальных развлечений во всем мире. Миллионы людей разных возрастов на всех континентах посвящают ему три-четыре дня в месяц.

Поскольку в нашей стране этот вид хобби только начинает развиваться, исследований ему посвященных насчитывается крайне мало.

Ролевые игры мало изучены в контексте влияния на умственную сферу человека, недостаточно раскрыта взаимосвязь развития интеллекта с самим процессом ролевой игры.

Данная работа призвана в какой-то мере восполнить этот пробел. Игры вообще и ролевые, в частности, представляют собой мощное образовательное средство. Как у любой технологии, у ролевых игр есть своя область применения, свои плюсы и минусы. Педагог должен обладать достаточным профессионализмом, чтобы применять ролевые игры в образовательном процессе.

Конкретно, тема работы –  это ролевые игры на уроках английского  языка, и это вносит свою специфику  в контекст излагаемого материала. Необходимо рассмотреть не только психологическое развитие учащихся в ходе психологической игры, но также и процесс запоминания и научения.

Ролевые игры на уроках английского очень часто сравнивают с методикой «погружения», которая хорошо зарекомендовала себя при обучении иностранному языку. Сразу оговоримся, что ролевые игры, на наш взгляд, — это как раз один из видов «погружения», а следовательно имеет все те же преимущества и недостатки данного метода.

В чем именно это проявляется будет рассмотрено нами ниже.

В практической части  мы рассмотрим методику ролевой игры на уроках английского языка применительно  к конкретной группе участия, а также  проанализируем результаты, достигнутые  в ходе ее использования.

1. Что такое ролевые игры.

Важно

Живые ролевые игры (live-rpg, по-английски) — один из видов ролевых  игр, отдалённо родственный AD&D, театру или психодраме, а также деловым  играм. То есть это — разыгрывание ситуаций конкретными людьми, берущими себе персонажей из этих ситуаций.

Читайте также:  Гай фокс собирает гостей

Основное отличие от театра состоит в том, что изначально заданы только начало ситуации, логические схемы и характеры персонажей, а финал всецело зависит от участников. Если взять конкретный пример, то в условиях игры Гамлет мог бы и не вступить в роковой бой с Лаэртом — дело могло закончиться миром.

Другое отличие состоит в том, что в игре очень велик элемент реального действия: погонь, сражений, путешествий. Когда на игре сражаются Лаэрт и Гамлет, победа достанется тому, кто лучше владеет мечом. Это, кстати, роднит живые ролевые игры с военными играми типа «Зарница».

Но «вживание» в роль здесь имеет особое значение, так же как и в театре.

Термин «ролевая игра»  весьма многозначен. В психотерапии рассматриваются клинические ролевые  игры, в трансакцонном анализе  все поведение человека представляется как совокупность разыгрываемых им ролей.

Существует множество теорий игры, каждая из которых по-разному интерпретирует феномен игры, причины ее возникновения и значение для человека. Их анализ был произведен Д.Б. Элькониным в работе «Психология игры».

Рассматривая некоторые психологические аспекты ролевой игры, мы будем основываться на положениях, сформулированных в работе Д.Б. Эльконина, а также на работе В. Москвичева «Возможности развития ролевой игры».

В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры.

Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе, и больше не рассматривается в качестве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития. Однако как следует относиться к ролевым играм детей старшего возраста (а также играм взрослых)?

Совет

Проще всего не признавать их играми в принятом нами смысле, ссылаясь на отсутствие в них истинно игровой мотивации. В некоторых моментах с этим взглядом можно согласиться.

Действительно, мы имеем дело не с чисто игровой мотивацией, а с целым комплексом мотивов, побуждающих человека к игре.

Однако так ли просто разделить мотивы? Много ли существует игр, порожденных только игровой мотивацией без участия других мотивов, или наоборот — серьезных видов деятельности, в которых игровой мотив не присутствует?

А.Н.

Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной игры»  описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает «противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) — с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия… потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия… Это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре… Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия — другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется».

2. Ролевые игры в образовании.

В первой главе мы упомянули  противоречие между потребностью действий с предметами и развитием осуществляющих эти действия операций.

Но зададимся вопросом: полностью  ли снимается это противоречие в  более старшем возрасте? Думается ответ будет отрицательным.

Можно привести множество иллюстраций  этого противоречия на разных этапах развития ребенка, но для нас важно противоречие, заложенное в самом школьном обучении. Так, потребность в реальном овладении действительностью в процессе учебы наталкивается на значительную отсроченность результата — происходит разрыв между целью и составом действия, что разрушает мотивацию учения.

Где же то средство, которое поможет  выйти из создавшегося положения? А  почему бы и в этом случае субъекту не воспользоваться тем средством, которое так помогло дошкольнику  в решении его проблемы, почему вновь не обратиться к игре?

Весьма распространено мнение, что игровая мотивация уже в младшем школьном возрасте пропадает, уступая место учебной. Поговорим об этом подробнее.[10, c. 118]

Как известно, с возрастом изменяются потребности ребенка, а в соответствии с этим изменяются и мотивы его  поведения, в том числе и игрового. Так, первоначально мотивом игры ребенка является привлекательный предмет, затем он играет со значением предметов, переходит к ролевой игре, в которой открывает для себя мир социальных значений и отношений.

Мир предстает перед ребенком во все более разнообразных формах и явлениях, и равноправное участие в нем становится мотивом деятельности. Ребенок идет в школу для того, чтобы его научили действовать с этим миром, но вместо этого его сажают за парту и дают учебник. Мало того, лишают даже надежды на ближайшее будущее (т.е. на период обучения в школе).

Обратите внимание

Почему же игра не получает дальнейшего развития в старшем  возрасте? Хотя, более правомерно было бы поставить вопрос по-другому: почему ребенок перестает использовать игру для реализации депривированных потребностей? Леонтьев говорит: «Удовлетворение витальных потребностей ребенка фактически еще отстранено от результатов его деятельности…

Поэтому ему свойствен широкий круг деятельности, отвечающий потребности, которая является безотносительной к ее предметному результату», т.е. ребенок имеет возможность играть. Может, эта возможность пропадает уже в школьном возрасте? Но можно ли считать это нормальным явлением? Ведь не находящие реализации потребности все равно остаются.[5, c.

65-69]

Хотелось бы уточнить еще один момент. Часто ссылаясь на то, что игра не должна преследовать достижение каких-либо утилитарных  целей, делают обратное заключение: если деятельность дает продуктивный результат, она не является игровой.

На этом основании из области истинных игр исключают все игры, которые организуются специально для достижения определенных целей (дидактические, терапевтические и т.д.).

Но даже при поверхностном анализе нетрудно заметить, что практически любая игра ребенка способствует его развитию, обогащает опыт. Мало того, сам ребенок отнюдь не считает, что он занимается бесполезной деятельностью.

Правда, пользу своей игры он видит не в том, в чем ее замечают взрослые, да и сформулировать свою игровую цель ребенку достаточно сложно, но, скорее, не из-за ее отсутствия, а по причине неразвитости способности к рефлексии.

Игровые мотивы изменяются не только с возрастом, но и в ходе самой игры. Так, даже взрослый человек, начиная играть, например, в карты  ради выигрыша, в процессе игры входит в азарт и играет уже ради самого процесса игры.

При этом, включаясь в игру в следующий раз, он руководствуется уже не только желанием выиграть, но воспоминанием о приятно проведенном за игрой времени. Д.Б.

Важно

Эльконин приводит слова Плеханова: «Человек смотрит на предметы с точки зрения утилитарной, и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения». Это и есть основа истинной игры.

Только при дальнейшем развитии игры, при развитии осознания условности, игра, как деятельность, связанная с введением новых символов и оперированием ими, с действием в плане образа, становится игрой в полном смысле этого слова, т.е. в том значении, в котором мы рассматриваем игру как психологический феномен.

Из приведенного рассуждения  можно заключить, что высшее развитие игровой деятельности возможно только после развития у ребенка понятийного мышления. Напротив, в соответствии с общепринятым мнением, к этому времени игра практически исчезает из жизни ребенка.

Да, это соответствует социальной действительности, но соответствует ли это действительности психологической? Неужели игра отдает свои позиции без всякого сопротивления, не оставляя никаких следов? Нет, сопротивление есть, о чем свидетельствуют заявления многих педагогов и психологов, которые, при условии сохранения научной объективности, не могут игнорировать наличие феномена игры в старшем возрасте. Только вот отношение к этому у них различное. Большинство относится к этому как к проявлению инфантильности, а иногда и более резко — как к социально нежелательному и даже опасному проявлению активности. Однако есть и такие педагоги, которые предпочитают борьбе использование этого «рудимента» в своих целях. И удивительно, но он начинает успешно функционировать, развиваться и вносить существенный вклад в развитие школьников.[4, c. 41]

Расширение сферы знаний ребенка, развитие мышления, вхождение  в более независимые социальные группы приводит к развитию новых, ранее  не имевших значения интересов, что  в свою очередь приводит к переходу к новым сюжетам игр, более широко и глубоко представляющих действительность.

Но силы и возможности ребенка при моделировании интересующей его действительности ограничены; необходимая ему модель выходит за пределы его возможностей, что приводит к разрыву между его интересами и возможностями.

В результате мы приходим к сворачиванию сюжетно-ролевой игры, но это происходит отнюдь не в связи с отказом ребенка от нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления на новом уровне имеющимися у ребенка средствами, т.е. это вынужденный отказ, компромисс.

Почему же в таком случае не помочь ребенку организовать модель, соответствующую его новым интересам, сняв с него организационную сторону и оставив возможность свободного действия в роли?

Совет

Таким образом, мы приходим к выводу, что ролевая игра не только возможна в старшем школьном возрасте, но ее использование открывает как новые возможности развития для ребенка, так и новые возможности организации обучения. Но чтобы сделать реальностью ее широкое использование, необходимо преодолеть предубеждения в отношении ролевых игр, дать людям возможность играть, снять социальный запрет на игру. [8, c. 22]

Эмоциональный эффект ролевой  игры строится на своего рода открытиях, которые совершает человек, участвуя в игре.

Для понимания этого обстоятельства представим себе ситуацию: человек приходит на РИ с определенным чувственным опытом, то есть помнит какие-то свои чувства и ощущения, которые он испытал в своей жизни, в процессе игры он попадает в нестандартную ситуацию, которая не запечатлена в его чувственном опыте, и, так как она для него нова, она является своего рода открытием для него. Открытия могут быть самыми разнообразными, например: ощущение тяжести доспехов на плечах, выполнение маневра стыковки космического корабля, заключение удачной сделки и т.п.

Но, кроме чувственной  стороны дела, существует еще и  интеллектуальная. Ведь кроме ощущений в ролевой игре могут быть заложены еще и мысли, и определенное мировоззрение. Осознание идей или осознание  последствий применения этих идей для человека тоже является своего рода открытием.

Можно сказать, что ролевая  игра есть реальность, создающая для  игрока возможности новых открытий и ситуаций. Жизнь конечно богаче, зато игра более динамична и не так сильно карает за ошибки. А сделать  так, чтобы игра была яркой и захватывающей – это и есть задача мастера игры.

Как же этого добиться? Для начала, надо сказать, что в среде мастеров существуют различные «школы», которые подходят к игре, ее созданию и управлению ею совершенно по-разному. Можно выделить следующие основные школы мастеров ролевых игр: первую школу условно назовем театральной, вторую — школой психологического погружения, третью — школой ролевого моделирования.

Суть первой школы  состоит в том, что мастер при  подготовке игры уповает в основном на «загрузку игроков», введение их в роль еще до начала игры. Различными методами игрок еще до игры включается в систему ценностей своей роли, ее характер, атрибуты и т.д.

и, наконец, сливается со своей ролью. В таком состоянии игроки начинают попросту жить в поле действия игры. Функции мастера на этом этапе, этапе самой игры, почти полностью атрофируются и сводятся только к роли судьи, уточняющего правила при конфликте игроков.

Обратите внимание

Суть второй школы  обратна и состоит в том, что  мастер, продумывая атмосферу, ментальность игры, не проводит никакой супермасштабной «накачки» (= «загрузки») игроков.

Ставка делается на создание некоей атмосферы различными приемами: темнота, тесное помещение, специфичные звуки, пища, определенные отношения игроков друг к другу и себе.

Эта же атмосфера должна создать определенную ментальность участников, которая и начнет двигать их поступками. Часто в подобном типе игры используют полустрессовые ситуации (цейтноты, чрезвычайные ситуации и т.п.).

Источник: http://stud24.ru/foreign-language/rolevye-igry-na-urokah-anglijskogo/504141-2014199-page1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector