Как развивать навыки говорения (speaking skills development)

6 хороших пособий по развитию навыка говорения на английском языке

Опубликовано: 07.12.2015 ⋅ Автор: Инглекс

Заговорить на английском — главная цель каждого, кто начал учить язык. В то же время говорение — навык, над которым сложнее всего работать.

Здесь виноват и пресловутый разговорный барьер, и нехватка практики общения, особенно если вы самостоятельно осваиваете английский.

Поэтому мы предлагаем вам список интересных и эффективных пособий, которые дадут вам идеи и шаблоны для устного изложения своих мыслей по любой теме.

Почему вам стоит заниматься с рекомендуемыми учебниками для развития навыка Speaking

В этой статье мы рассмотрим 6 учебников по развитию устной речи на английском языке:

  • Speak now
  • Impact values, Impact topics, Impact issues
  • Express yourself
  • What do you think?
  • Teen talk
  • 1000 questions 1000 answers

Почему мы рекомендуем заниматься по этим книгам? Указанные пособия для совершенствования навыка Speaking предлагают шаблоны фраз и идеи о том, как говорить на разные темы, как правильно и красиво отвечать на вопросы собеседника. Занимаясь по этим учебникам, вы сможете выучить полезные фразы, вводные выражения и слова, которые впоследствии будете использовать в своей речи. Выполнение упражнений поможет вам добиться связной и естественной речи.

Кому рекомендовано заниматься по такому учебнику? В первую очередь мы советуем пользоваться таким пособием студентам с уровнем Intermediate и выше. Именно с этой ступени нужно активно развивать разговорные навыки, ведь ваш словарный запас позволяет говорить на многие темы, поэтому надо учиться формулировать более сложные мысли.

Если вы занимаетесь с преподавателем английского персонально и полагаете, что вам нужно больше разговорной практики, можно попросить учителя брать материалы из указанных учебников для развития коммуникативных навыков.

Обратите внимание

Если вы изучаете английский язык самостоятельно, выберите одно из пособий и попробуйте заниматься по нему самостоятельно.

При этом обратите внимание на те книги, которые содержат не просто вопросы и тексты для обсуждения, а советы о том, как отвечать, и шаблоны ответов.

Как можно заниматься по указанным учебникам для развития навыка Speaking самостоятельно? Изучайте предложенные для обсуждения тексты, переводите их, учите новые для себя слова и конструкции.

Затем можно попробовать пересказать текст — это тоже полезное упражнение. А после этого рассмотрите самостоятельно вопросы для обсуждения, заучите понравившиеся вам шаблоны ответов и попробуйте сформулировать свои собственные ответы.

Если у вас есть друзья, изучающие английский, можно обсудить с ними вопросы из учебников.

Speak now

1234

Авторы: Jack C Richards & David Bohlke.

Кому подойдет: Тем, кто хочет заниматься и аудированием, и говорением одновременно, а также готов работать с комплектом учебников.

Структура учебника и принцип работы с ним

Серия книг Speak now издательства Oxford University Press — это 4 новых учебника для развития навыков общения на английском языке.

В серии представлено 4 книги: 1 — для уровня Pre-Intermediate, 2 — для уровня Intermediate, 3 — для уровня Intermediate-Upper-Intermediate, 4 — для уровня Upper-Intermediate-Advanced.

Эти книги очень похожи на классические учебники по английскому: все материалы разбиты на уроки-юниты, а в комплекте с каждым учебником (Coursebook) есть рабочая тетрадь (Workbook) и книга учителя (Teacher’s book). Также в комплекте с учебниками идут так называемые онлайн-материалы (Online materials): аудио- и видеозаписи, справочные материалы по грамматике, а также тексты аудио- и видеозаписей.

Важно

Каждый юнит в Coursebook занимает 2 страницы. В нем есть задания для увеличения словарного запаса, диалоги, списки полезных для общения фраз, а также упражнения для совершенствования произношения, основанные на аудиоматериалах.

В конце книги есть тексты ко всем аудиозаписям, поэтому вы можете проверить себя самостоятельно. Помимо этого в учебнике есть темы и задания для ведения диалога с другими изучающими английский.

Однако вы можете порассуждать над вопросами самостоятельно, используя предложенные в книге фразы.

В рабочей тетради также представлено много упражнений для развития коммуникативных навыков, а также задания для работы над расширением словарного запаса, тексты для чтения, небольшие письменные задания и упражнения на грамматику, чтобы ваша речь была не только красивой, но и грамотной. Ответы к упражнениям есть в книге учителя.

Impact Issues, Impact Values, Impact Topics

Impact IssuesImpact ValuesImpact Topics

Автор: Richard R. Day.

Кому подойдет: Изучающим английский, которые хотят поработать не только над говорением, но и над восприятием английской речи на слух.

Структура учебника и принцип работы с ним

Книги для обучения говорению на английском языке серии Impact очень похожи между собой. Новое издание Impact Issues включает в себя 3 книги для разных уровней владения английским, а Impact Values и Impact Topics подойдет ученикам с уровня Pre-Intermediate и выше. В каждом пособии представлено 30 уроков-юнитов на разные темы.

Главное преимущество учебников серии Impact — наличие аудиозаписей к каждому уроку. То есть с помощью этих книг вы сможете потренировать не только говорение, но и восприятие английской речи на слух. Записи представляют собой аудиодорожки с монологами или диалогами, тексты которых представлены в учебниках, поэтому вы точно разберетесь, о чем идет речь.

С этими учебниками рекомендуется работать следующим образом:

  1. Выберите интересующую вас тему урока и прочтите вопросы, которые идут перед текстом, постарайтесь продумать ответы на них.
  2. Закройте книгу и прослушайте аудио. Снова продумайте ответы на вопросы теперь уже с учетом услышанного.
  3. Откройте учебник и при необходимости (если что-то не уловили) прочтите текст. В некоторых книгах необходимо заполнить пропуски, основываясь на аудиоматериале. Выполните это упражнение и сверьтесь с ответами в конце учебника.
  4. Далее в книге вам предложат прочитать разные мнения по этой теме. Изучите их и обсудите со своим преподавателем. Если вы занимаетесь самостоятельно, попробуйте изложить свою точку зрения по каждому из мнений. При этом обратите внимание: в конце учебников есть справочная информация по каждому уроку. Там может быть словарь или идеи ответов. Ознакомьтесь с этими материалами и только потом формулируйте свой ответ.

В текстах авторы используют актуальную полезную лексику, поэтому не забудьте выучить новые для себя слова.

Express yourself

12

Авторы: Duane Vorhees, LIS KOREA Editorial Staff.

Кому подойдет: Тем, кто любит философские вопросы и рассуждения.

Структура учебника и принцип работы с ним

Этот учебник издан в двух частях, каждая из которых содержит 25 юнитов.

В начале юнита вам предлагают прочитать текст, в котором, как правило, поднимаются интересные вопросы касательно нашего общества и образа жизни. После текста есть небольшой англо-английский словарь, в нем отобрана лексика, полезная для изучения. Рекомендуем выписать ее в свой собственный словарь и использовать в речи.

После изучения текста вам надо ответить на несколько вопросов, которые проверят, правильно ли вы поняли текст. Также предложены вопросы для обсуждения по изложенной теме.

Если вы работаете с этим пособием самостоятельно, рекомендуем для начала заглянуть на следующую страницу: авторы предлагают примеры ответов на вопросы по теме.

Попробуйте изложить и свою точку зрения в такой же манере, заучите вводные слова и полезные фразы.

В конце каждого юнита есть интересные утверждения для рассуждения. Это, пожалуй, самая увлекательная часть работы: авторы собрали весьма неоднозначные фразы, которые непросто обсуждать даже на родном языке. Попробуйте пофилософствовать и порассуждать на все указанные темы, это отличная тренировка навыка говорения.

What do you think?

12

Авторы: Duane Vorhees, LIS KOREA Editorial Staff.

Кому подойдет: Любителям поломать голову над интересными вопросами. Оптимально подойдет людям с уровнем знаний Advanced.

Структура учебника и принцип работы с ним

Учебник состоит из двух книг, каждая из которых включает в себя 30 тем для размышлений. Авторы учебника выбрали довольно непростые и неоднозначные темы для обсуждения. То есть вам нужно будет не просто сформулировать свои мысли на английском, но еще и подумать перед этим, какой ответ будет наиболее приемлем в данном случае. Предложенные темы актуальны и интересны для обсуждения.

Каждая тема начинается с текста, который обрисовывает вам ситуацию. В нем выделены словосочетания, которые полезно будет заучить и использовать в своей собственной речи.

Так одновременно с говорением вы работаете еще и над расширением словарного запаса. После прочтения вам надо будет ответить на несколько вопросов, чтобы проверить, насколько хорошо вы поняли прочитанное.

Совет

Затем следует самый интересный блок — вопросы для обсуждения, основанные на теме текста.

Последний блок в теме самый увлекательный и полезный для тех, кто работает над развитием устной английской речи самостоятельно. Здесь приведены примеры ответов на вопросы. Если вы затрудняетесь самостоятельно формулировать свое мнение, заучите эти шаблоны, они могут пригодиться вам для общения на английском языке.

Учебный материал дополнен юмористической ноткой: в книге вы встретите шутки на английском языке, связанные с рассматриваемыми темами.

Teen talk

12

Авторы: Duane Vorhees, LIS KOREA Editorial Staff.

Кому подойдет: Подросткам и студентам вузов.

Структура учебника и принцип работы с ним

Это издание, как и предыдущее, тоже состоит из двух частей. Однако особенность учебника по Speaking Teen talk в том, что предназначен он в основном для подростков и студентов. Так, авторы подобрали темы, которым интересно было бы обсуждать молодежи: мода, отношения с родителями и сверстниками и т. п.

В каждой книге 20 тематических уроков для развития разговорной речи на английском языке. Тема начинается с текста, поднимающего какой-либо вопрос. В тексте стрелками отмечены полезные выражения, которые следует выучить и употреблять в собственной речи. Тут же даны и определения новых слов на английском языке, постарайтесь понять их до того, как заглянете в англо-русский словарь.

После текста представлены вопросы на понимание прочитанного: постарайтесь ответить на них, не подглядывая в статью и используя при этом только что изученные выражения. Затем следуют вопросы для устного обсуждения и примеры ответов к ним. Как правило, эти примеры довольно короткие, поэтому попробуйте увеличить их, дополните своими собственными фразами.

После вопросов и примеров ответов вам дают еще один небольшой текст по этой же теме, но на этот раз более неоднозначный и заставляющий задуматься. К новому заданию тоже приведены вопросы для обсуждения, но примеров ответов нет. Постарайтесь сформулировать свои ответы самостоятельно, опираясь на шаблоны к предыдущему тексту.

1000 questions 1000 answers

Автор: Nе́methnе́ Hock Ildikó.

Кому подойдет: Тем, кто учит английский без помощи преподавателя: есть примеры подробных ответов на каждый вопрос. Освещены темы для повседневного общения.

Структура учебника и принцип работы с ним

Учебник 1000 questions 1000 answers разительно отличается от предыдущих изданий тем, что он… англо-венгерский. Казалось бы, зачем брать такую книгу, если можно взять обычное аутентичное пособие без непонятных нам венгерских символов.

Однако эта книга имеет одно неоспоримое преимущество — она не просто излагает темы для обсуждения, но и подробно описывает, как именно можно отвечать на тот или иной вопрос.

Венгерский язык используется в ней по минимуму, поэтому у вас не возникнет никаких трудностей в работе с учебником.

Издание включает 10 крупных тем, которые делятся на более мелкие уроки. В начале каждого урока представлен список из нескольких десятков вопросов для обсуждения. Прочитайте и подумайте, как бы вы отвечали на них.

После этого переходите к следующей части юнита, в ней предложены варианты ответов на каждый вопрос. Все они развернутые, лексически и грамматически правильно построены.

Если вы готовитесь к экзамену, можно заучивать удачные фразы и использовать их в своей речи в качестве шаблонов.

Читайте также:  Топик great britain | сочинение великобритания на английском языке

После примеров автор привел полезные выражения для ответов на каждый из вопросов. Это хорошая часто употребляемая лексика, которую желательно выучить.

Обратите внимание

В конце юнита дан словарь к каждому из вопросов, из него вы тоже можете взять полезную лексику для своих ответов.

Перевод слов указан на венгерском — это единственный момент, когда вам может помешать другой язык, но вы всегда можете воспользоваться словарем и узнать перевод слов на русский.

В отличие от предыдущих изданий, в 1000 questions 1000 answers представлены вопросы и ответы на повседневные насущные темы. Подобные вопросы вам могут задавать на экзамене, поэтому советуем воспользоваться этой книгой при подготовке.

Если вы решите взять этот учебник, советуем поискать последнее издание 2011 года, к нему авторы прилагают диск с записями всех вопросов и ответов. Таким образом, вы сможете не просто выучить полезные шаблоны, но и научиться правильно произносить все слова, а также говорить с корректной интонацией.

Мы представили 6 хороших пособий для обучения говорению на английском языке. Надеемся, вы найдете среди них тот учебник, который поможет вам «разговориться» на английском.

В то же время не стоит забывать, что навык говорения очень трудно развивать самостоятельно, когда вы не улавливаете и не исправляете свои ошибки.

Поэтому мы предлагаем вам помощь опытных преподавателей английского языка, которые научат вас говорить на английском грамотно, уверенно и красиво.

Источник: https://englex.ru/6-student-books-on-speaking/

Учимся говорить по-английски — Developing English speaking skills: Part 1

≡  10 Январь 2013   ·  Рубрика: Developing Speaking Skills   

В этой статье я подобрала для вас, уважаемые читатели блога, которым хочется продвинуться в изучении английского, видео с канала Youtube. Кому его полезно просмотреть? Тем, кто приблизился к уровню intermediate-upper-intermediate. Почему?

  • имеются субтитры на английском;
  • я снабдила его полезным глоссарием по теме, ознакомьтесь перед просмотром;
  • приводится список полезных фраз, которые усиливают основные идеи, их я вынесла в отдельную часть, обратите на них внимание после просмотра;
  • пример того, как можно эффективно работать самому с другими материалами;
  • вы будете слушать, но также и оценивать говорение другого человека, после просмотра видео вспомните правила эффективного высказывания.

Эти два аспекта идут в паре: слушая, вы развиваете и навыки разговорной речи на английском. Они нам требуются и в общении среди носителей языка, и для достижения карьерных целей: учебы за рубежом, работы в иностранной компании.

Этому обычно предшествует сдача международного экзамена, где, как правило, имеется и Speaking  Part (говорение). Например, при сдаче FCE,  (он соответствует вышеуказанному уровню), оценивается умение монологической и диалогической речи.

В экзаменах, ориентированных на студентов, желающих пройти обучение в британских (IELTS) или американских университетах (TOEFL), особенно важно умение убеждения (persuasion) как часть ораторского искусства.

Важно

Итак, видео-урок этой недели – выступление участницы международного конкурса, где оцениваются навыки разговорной речи на английском у иностранцев. Я его отобрала вот по каким причинам. Не спорю, есть много видео с носителями языка, они прекрасно подходят для продвинутых.

Но если уровень пониже, могут возникнуть проблемы понимания, «несовместимые с прослушиванием». А иногда может говорить носитель, но не обладающий особым даром ораторского искусства, тогда для слушателя –  это просто трудно воспринимаемый «поток сознания».

Несмотря на некоторые незначительные погрешности, которые можно при старании услышать, данный пример – положительный пример того, как можно выступить на уровне upper-intermediate, за счет мастерских навыков убеждения и выгодного построения высказывания.

Такое задания очень полезно для тех, кто готовится сдавать международный экзамен с разговорной частью.

Смотрите видео, но перед просмотром ознакомьтесь с полезными материалами под ним.

Как эффективно посмотреть и улучшить навыки говорения?

Вспомните, как работать с новыми словами. Перед просмотром видео вспомните или ознакомьтесь с полезными фразами и словами по теме эко-туризм (eco-tourism), их вы встретите в видео.

to do a census собирать сведения (напр., о численности животных)
attraction приманка, ч/л, имеющее притягательную силу
to put smth. under threat подвергать ч/л угрозе
poaching браконьерство
severely серьезно, сильно, тяжело

Источник: http://english-hub.ru/uchimsya-govorit-po-angliyski-developing-english-speaking-skills-part-1/

Как развить навыки говорения на английском языке?

Неопубликованная запись

«Ох, как тяжело говорить по-английски! Все те слова, которые знал, куда-то пропали, я разнервничался и молчу, а если и говорю, то с большими паузами, словами на русском языке помогаю, да ещё жесты подключаю»! Знакомая ситуация? Конечно, знакомая, все через это проходили. Но в выигрыше оказался тот, кто не испугался, выходил из зоны своего комфорта и постоянно «прокачивал» свои навыки говорения. 

Иногда нам кажется, что слова мы знаем и даже несколько английских времён правильно употребляем и, в случае необходимости, сможем что-то сказать по-английски. Но… Во-первых, сказать нужно не что-то, а всё правильно и адекватно.

Во-вторых, большое заблуждение, что, в случае необходимости, человек сможет собраться и сказать всё, что нужно безо всякой подготовки. Для того, чтобы говорить, должен быть сформирован навык говорения.

Как же его сформировать? 

1)Неожиданно, но необходимо именно говорить. Говорить по-английски при любой возможности. Если вы находитесь на занятии английского языка, например, то не сидите молча, с глазами в парту, а старайтесь сказать как можно больше. 

2)Используйте любой шанс поговорить по-английски, например, в путешествии или в разговорном клубе при языковых школах. 

3)Если поговорить по-английски Вам пока не с кем, то говорите сами с собой, например, моя посуду и т.д. 

4)Читайте вслух любые тексты на английском языке, а потом пересказывайте их. 

5)Произносите скороговорки на английском языке (tongue twisters), а Интернете их огромное количество. 

6)Слушайте новости на английском и старайтесь повторять за диктором (даже неделя регулярных занятий даёт видимые результаты). 

Совет

7)Старайтесь постоянно пополнять свой словарный запас, читая книги, смотря видео и другими способами. 

8)Когда Вы идёте куда-то, то старайтесь проговаривать всё, что видите вокруг на английском (например, ступеньки, подъезд, тротуар и т.д.). Если, вдруг, Вы не знаете каких-то слов, то запишите их, а потом посмотрите в словаре и выучите. 

9)Не бойтесь ошибаться! Ошибаются все, в том числе и носители языка. Когда Вас исправили, то не злитесь, а будьте благодарны, сделайте выводы и несколько упражнений на то правило, которое не было усвоено. 

10)Изучайте особенности употребления грамматики английского языка, но не просто читайте и понимайте их, а делайте упражнения на закрепление материала (чем больше, тем лучше). 

11)Запишите свою речь на диктофон или видео, прослушайте и сделайте работу над ошибками. 

12)Занимайтесь регулярно и всё получится!

Источник: https://irina-deryugina.ru/articles/how_to_develop_speaking_skills

Интересные методы улучшения Speaking — Английский Язык

Итак, вы дошли до уровня, когда можете писать красивые предложения на английском и значительно расширили свой словарь, но, когда дело доходит до общения, вы попросту теряетесь. Именно в этом случае вам необходимо подтянуть свое обучение говорению на уроках английского языка.

Конечно, самые лучшие сайты, приложения и программы не помогут сделать ваше произношение идеальным. Лучшим вариантом всегда является общение с другим человеком (желательно Native Speaker). Но если у вас нет такой возможности, вы все равно можете улучшить свой английский даже без партнера, и мы расскажем, как это сделать.

1. Думайте на английском!

Иногда на иностранном языке сложно говорить не из-за самого языка, а из-за вашего мышления. Если вы составляете предложение на русском, а потом пытаетесь перевести его на английский, то неудивительно, почему вы постоянно запинаетесь. Переходить с одного языка на другой во время беседы довольно сложно даже для Native Speakers.

Этот метод хорош тем, что вы можете применять его где угодно. Думайте на английском о своей работе, когда идете в магазин, какую одежду выбрать и т.д. Сначала будет довольно непривычно и трудно, но затем вы заметите, что мысли уже не так часто путаются, а говорить стало намного проще.

2. Говорите сами с собой

Обучение говорению на английском языке не всегда должно проходить в группе. Чтобы начать говорить, вам просто нужно говорить. Когда вы остаетесь наедине с самим собой, то старайтесь просто произносить мысли вслух. И даже если никто не сможет скорректировать ваше произношение и ошибки, все равно это поможет вам говорить на английском более комфортно.

Стоимость обучения: 999 рублей/кейсБесплатный урок: Не предусмотренМетодика обучения: Самостоятельное обучениеПерейти на сайт Прочитать обзор

3. Говорите перед зеркалом

Выделите 2-3 минуты в день и представьте, что вы разговариваете с собеседником. Выберите любую тему на ваш вкус и рассказывайте о ней как можно больше. Смысл в том, чтобы следить за своим ртом, положением губ, и языком тела. Не останавливайтесь на слове, которое вы не знаете. Просто старайтесь выразить мысль другими фразами.

4. Фокусируйтесь на темпе, а не грамматике

Как часто вы останавливаетесь, когда говорите на английском? Чем чаще вы запинаетесь, тем более неуверенно чувствуете себя в разговоре.

Старайтесь не допускать препинаний в упражнении перед зеркалом и при разговоре с самим собой. Конечно, ваша грамматика будет хромать, но вы сможете исправить это, когда продвинетесь в обучении.

Такая тренировка говорения на английском существенно прибавит вам уверенности в живом общении.

5. Скороговорки или Tongue Twisters

Источник: https://angliyskiyazik.ru/interesnye-metody-uluchsheniya-speaking/

Материал по английскому языку на тему: Teaching speaking skills – Обучение говорению

Teaching speaking skills – Обучение говорению

Speaking

Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно — речевое общение. Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме. Говорение как вид речевой деятельности характеризуется множеством параметров, важнейшими из которых являются:

  1. мотив —  потребность или необходимость высказаться;
  2. цель и функции – характер воздействия на партнера, способ самовыражения;
  3. предмет – своя или чужая мысль;
  4. структура – действия и операции;
  5. механизмы —  осмысление, предвосхищение, комбинирование;
  6. средства – языковой и речевой материал;
  7. речевой продукт – типы диалогов, монологических высказываний;
  8. условия – речевые ситуации;
  9. наличие или отсутствие опор.

   В основе говорения лежат продуктивные произносительные, ритмико — интонационные и лексико- грамматические навыки.

Иноязычное говорение как сложное интегрированное умение отличается мотивированностью, активностью и самостоятельностью говорящего, целенаправленностью, связью с мышлением, ситуативной обусловленностью, эвристичностью (Пассов 1989, 1991 ).

В устно — речевом высказывании различают инициативную (активную), реактивную (ответную) и репродуктивную речь. Умение говорения включает в себя две группы специфических умений: диалогические и монологические.

Обратите внимание

   Существуют два разнонаправленных подхода к обучению иноязычному говорению: «снизу вверх» и «сверху вниз».

  Bottom — up processing, подход к обучению говорению «снизу вверх». Это означает поэлементное, поэтапное, по уровневое усвоение системы языка, которое приводит к умению самостоятельно участвовать в речевом общении- порождать связные высказывания в устной и письменной форме.

   Top — down processing, подход к обучению говорению «сверху вниз». Это — формирование навыков и умений говорения, которое начинается с многократного воспроизведения (чтения, прослушивания, заучивания наизусть) готового монологического текста, образца диалога или полилога. Затем происходит самостоятельное порождение аналогичных высказываний.

Speaking turn

Реплика — это высказывание говорящего, обращенное к собеседнику в устно-речевом общении. Реплика может состоять из одного слова или представлять собой монологическое  микровысказывание. Таким образом, выделяются реплики краткие и развернутые.

   В зависимости от характера речепорождения реплики делятся на  инициативные и реактивные. Инициативные реплики исходят из собственного, внутреннего замысла говорящего. Стимулом к порождению реактивных реплик является реплика собеседника, которая определяет содержание высказывания, языковой материал и выразительные средства языка.

    Две (или более) смежные реплики, взаимосвязанные по содержанию и по форме, образуют диалогическое единство ( adjacency pair). Диалогическое единство является единицей обучения диалогической речи. В методических целях диалогические единства классифицируются по количеству и характеру реплик.

Читайте также:  Типы сложных предложений в английском— часть первая — часть первая

По количеству составляющих их реплик диалогические  единства делятся на  двучленные, трехчленные и многочленные. В каждом диалогическом единстве могут по  разному сочетаться разнообразные функционально- коммуникативные типы высказываний- речевые акты (speech acts).

Например: приветствие —  приветствие; приглашение — принятие приглашения или отказ; предложение — согласие или несогласие; вопрос- ответ.

   Turn- taking

Важно

Обмен репликами в диалоге и полилоге, реплицирование. Этот обмен репликами регулируется рядом правил — стратегий участников устно- речевого общения (turn- taking strategies). Овладение этими стратегиями предполагает развитие следующих умений реплицирования:

  1. умение вступать в общение – в основном порождение инициативных реплик. Они могут использоваться не только для начала разговора, но и при переходе к новым темам, а также для сообщения или запроса дополнительной информации;
  2. умение поддержать общение или перейти к новой теме (в основном порождение реактивных реплик) —  holding a turn. Реактивные  реплики — это не только ответы на вопросы собеседника. Это комментарии, замечания, выражение отношения к репликам партнера;
  3. умение завершать общение- relinquishing a turn. ( Keller and Warner, 1988; Richards, 1994, p. 68; Пассов, 1989, с. 162; Скалкин, 1989).

Short turn and Long turn

Краткая, свернутая реплика включает в себя ,одно- два высказывания на уровне предложения, части предложения или словосочетания. Краткие реактивные реплики играют важную роль для поддержания общения. Они могут представлять собой формулы речевого этикета  и воспроизводятся в готовом виде.

  Развернутая реплика представляет собой ряд  взаимосвязанных высказываний до мини-монолога в диалоге, в котором говорящий рассказывает, объясняет или описывает что-то, излагает свою точку зрения, аргументируя ее, либо дает подробную инструкцию.

    В ходе устно — речевого общения учащиеся должны уметь реагировать на высказывания собеседников краткими репликами, а также уметь переходить от кратких, свернутых реплик к развернутым. При обучении диалогической речи умения строить и использовать краткие и развернутые реплики должны развиваться параллельно и целенаправленно.

      Interactional speech

Форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих  (spoken interaction). Собеседники выступают попеременно в роли говорящего и слушающего. Продуктом данной формы речи является диалог разной степени развернутости или полилог (групповое обсуждение проблемы, дискуссия, свободная беседа).

 Основная цель участников диалогического общения- поддержание речевого взаимодействия, в ходе которого происходит последовательное порождение собеседниками разнообразных по своему функционально-коммуникативному назначению речевых актов (speech acts). Эти речевые акты направлены на обмен информацией и мнениями, побуждение к действиям, выражение эмоциональной оценки, соблюдение норм речевого этикета.

   В плане языкового оформления для диалогической речи характерна большая роль интонации, использование речевых клише, общий разговорный стиль, а также неречевые средства общения (мимика, жесты).

    Диалогические умения ( interactional skills) предполагают владение достаточным запасом разнообразных реплик и включает в себя такие частные умения, как:

  1. умение реплицироваеь;
  2. умение проводить свою стратегическую линию в общении в согласии или несогласии;
  3. умение учитывать новых речевых партнеров;
  4. умение прогнозировать поведение собеседников, исход той или иной ситуации (Пассов, 1991, с. 162).

Transactional speech

    Форма говорения, направленная на передачу информации.

В отечественной лингвистике монологическая речь определяется как речь  одного лица, обращенная к одному лицу или группе слушателей с целью в более или менее развернутой форме передать информацию, выразить свои мысли, намерения, дать оценку событиям и явлениям, воздействовать на слушателей путем убеждения или побуждения к действиям. В английском термине transactional speech акцент делается на информативную функцию речи — передачу информации ( transaction).

Русский термин «монологическая речь» подчеркивает односторонний характер речевого общения по сравнению с двусторонней природой диалогической речи.

   В содержательном плане монологическое высказывание отличается смысловой завершенностью, логичностью, целостностью, выразительностью и стилистической отнесенностью.

Совет

   Лингвистические и стилистические особенности, отражающие психологическое  и функционально — коммуникативное своеобразие монологической речи, достаточно полно изучены и подробно описаны в лингвистике, например в работах И.Р. Гальперина, О.И. Москальской, Г.В. Колшанского, М.Н. Кожиной.

    Монологическая речь характеризуется рядом параметров: содержание речи, степень самостоятельности ( reproduction and production), степень подготовленности ( planned monologue and unplanned monologue) и другие.

   Целью обучения монологической речи является формирование монологических умений ( transactional skills), то есть умений « коммуникативно- мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме» (Шатилов, 1986, с. 81).

        Н.Н. Емельянова, г. Лабытнанги, ЯНАО.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2018/01/25/teaching-speaking-skills-obuchenie

Как тренировать разговорную речь на английском?

Мы учим английский, чтобы общаться с другими людьми. Однако большинство из нас изучают язык годами, знают много слов, умеют читать и писать, но вот использовать в разговоре свои знания не могут. Как же превратить эти знания в разговорный навык?

В статье мы дадим пошаговую инструкцию для тренировки разговорного навыка английского. Это позволит вам устно использовать свои знания на практике и намного улучшить разговорную речь.

С помощью этого упражнения студенты нашего курса начинают говорить на английском намного быстрее, чем люди, которые обучаются по классическому методу. Главное, что вы можете выполнять такую тренировку дома самостоятельно.

Как развить разговорную речь на английском?

Наша статья будет состоять из следующих частей:

  • Теоретическое объяснение (почему нужно делать именно так)
  • Пример упражнения
  • Объяснение того, на какие моменты нужно обращать внимание при тренировке

Внимание: Не говорите на английском языке или делаете много ошибок? Узнайте на бесплатном уроке в Москве, как заговорить через 1 месяц занятий по методу ESL.

Итак, давайте разберем, для чего нам нужно выполнять упражнение, о котором пойдет речь дальше. Изучение любого материала подразумевает две части: теоретическую и практическую.

Теоретическая часть

Она состоит из 2-х этапов. Вы их сами прекрасно знаете.

1 этап: В каких случаях используется правило?

Когда вы беретесь за какой-либо материал (например, правило), вначале нужно понять, в каких случаях мы используем его. Для этого нужно просто разобраться с теоретической частью. Это довольно важный этап, ведь от него зависит, правильно или неправильно вы будете использовать это правило.

В результате этого этапа вы должны четко понимать, когда используется изучаемое правило.

2 этап: Как строится предложение с этим правилом?

Здесь важно понять, как правильно используется данное правило. То есть как построить предложение. Для этого лучше всего нарисовать схему построения, чтобы она была у вас перед глазами. Пример такой схемы мы рассмотрим ниже. 

Результат «теоретической части»: вы должны понимать, когда используется правило и как строить с ним предложения. Далее следует практическая часть.

Практическая часть

Для начала давайте рассмотрим причину: почему люди учат английский, но говорят на нем единицы? Все просто. Они изучают материал в теории, но не применяют его в разговорной практике. Максимум, что делают – письменные упражнения, зубрежка текста и составление диалога. А до самого важного не доходят.

Именно в этом и заключается причина того, что многие не могут говорить. Чтобы это исправить, мы должны добавить много разговорной практики.

Разобрав материал в «теоретический части», вы получили знания. А теперь настало время для приобретения разговорного навыка использования этого правила.

Обратите внимание

Чтобы говорить на английском, надо говорить на английском 🙂 Поэтому на этом этапе вам надо устно составлять предложения на английском. Это очень просто. Делается это с помощью нашей схемы, которую мы составили в «теоретической части».

Для этого необходимо в схему подставлять разные слова. Чем больше предложений вы составите, тем проще вам будет использовать это правило в жизни.

Тут, наверное, вы скажете, что не совсем понятно. Сейчас мы перейдем к примеру, и все сразу станет ясным.

Упражнение на тренировку разговорной английской речи

Теперь рассмотрим на примере то, о чем я говорила выше. Сейчас я вам покажу, как надо делать это упражнение, а после него напишу моменты, которые надо соблюдать при его выполнении.

Теоретическая часть

1 этап: В каких случаях используется правило?

Источник: https://easyspeak.ru/blog/sovety-i-sekrety/kak-trenirovat-razgovornuyu-rech-na-anglijskom

Улучшение навыков устного английского языка: speaking a mile a minute

В предыдущей статье мы уже говорили о работе с языковой системой, а также перечислили компоненты, входящие в ее состав. Сегодня мы уделим внимание улучшению навыков, а также рассмотрим, какие же элементы важно выделить здесь.

Итак, чтобы развивать себя и свое восприятие языка, необходимо следующее:

  • совершенствовать говорение;
  • совершенствовать письмо;
  • совершенствовать навыки восприятия письменной и устной речи.

Сначала уделим внимание говорению. Обычно работа со speaking состоит из трех ситуаций, среди которых на первом месте всегда стоит рассказ о самом себе, включая чувства, мироощущение, идеи, мнения и тому подобное.

В рамках второй ситуации нужно подключить актерское мастерство и талант к перевоплощению, то есть выступить в роли какого-то персонажа и «разыграть» ситуацию, заранее получив установки, касающиеся темы, проблемы, характера героя. Третья ситуация представляет собой говорение о ком-либо/о чем-либо.

Здесь можно обсуждать истории из жизни, в которых вы были главным или второстепенным действующим лицом, а можно предаться импровизации и придумать интересный вымышленный эпизод

Эти основные виды деятельности помогут развить навыки говорения, но на практике совершенствование speaking включает в себя множество конкретных приемов и упражнений

Снова в ход идут словесные игры, без которых довольно сложно разговорить любого молчаливого человека. Между прочим, такая игра придется очень кстати, если вы решите организовать English-speaking club у себя дома или устроите вечеринку на английском. Процедура следующая.

Сначала всем присутствующим нужно назвать предметы, которые они чаще всего используют дома (кто-то из участников в это время записывает названные предметы). Далее каждый играющий выбирает по одному названному предмету из списка и пишет его название на стикере.

Далее каждый клеит стикер на себя (классическая позиция — на лоб, чтоб уж наверняка вжиться в образ того предмета, название которого написано на наклейке).

Важно

Дается минута на обдумывании, в течение которой каждый может понять, каково это — быть каким-либо предметом, например, компьютером, молотком или расческой). Не забывайте задавать друг другу вопросы, наталкивая своих товарищей на мысли.

Are you a happy object? Sad? Clean? Dirty? Busy? Relaxed? Bored? Old? New?

Дальше можно устроить «вечеринку» выбранных предметов. Каждому к этому моменту уже необходимо понять, как чувствуют себя предметы и почему. При этом следует не только описывать чувства, но и задавать вопросы, чтобы получился своеобразный чат.

Judit: Hello, I’m Judit’s bathing suit. You are Joe’s trumpet, aren’t you? Joe: That’s right. Nice to meet you. Judit: And you. How are you? Joe: I’m a little tired. Judit: Does Joe often play on you? Joe: Yes, every day for several hours. Judit: Good for you! Judit only takes me to the swimming pool once a week. Joe: How long have you been with Judit?

Judit: Ages! etc.

Когда на «вечеринке» все познакомились, можно поделиться с окружающими шутками, возникшими в результате спонтанного диалога, или, например, записать все прилагательные, которые были использованы в разговорах.

Когда вы пытаетесь вжиться в чью-либо роль, важно, чтобы ситуация и само лицо были понятны вам как говорящему. Обратимся к типичной ситуации по теме “We are in the shop”.

Например, клиент купил вчера футболку, а когда пришел домой, выяснилось, что футболка порвана.

Возьмите листы бумаги и напишите на одной карточке действия и слова покупателя, а на другой карточке – действия и слова продавца. Например,

Читайте также:  Слова one, ones в английском языке: перевод на русский, транскрипция и функции
Do this Say this
Show the hole in the T-shirt I bought it from you yesterday.When I got home, I showed it to my mother and this hole was there.

Это позволит вам примерить на себя сразу обе роли и увидеть, как действия и события передаются в разговоре.

Когда мы говорим о ком-то, не пытаясь почувствовать себя в их шкуре, нашему воображению нередко нужны подсказки и напоминания. Представьте себя в роли рассказчика. Подумайте над тем, какую историю хотели бы услышать ваши слушатели, реальные или воображаемые. Это может быть сказка, приключение, романтическая история или фантастика.

Продумайте, кого сделать главным героем, как будет развиваться сюжет, не забудьте придумать название. Если вы позволите фантазии разбушеваться, сопроводите историю иллюстрациями, которые пригодятся вам, когда вы будете рассказывать её кому-то.

Неслучайно сторителлинг сегодня является самой эффективной методикой улучшения навыков свободной спонтанной речи на иностранном языке.

Не забывайте, что игра – наилучший способ поставить свой пассивный и склонный к комфорту мозг в экстремальную ситуацию и заставить его не только разговаривать, но и мыслить на иностранном языке.

Источник: https://lingvister.ru/blog/uluchshenie-navykov-ustnogo-angliyskogo-yazyka-speaking-a-mile-a-minute

Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения)

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты иноязычного образования, а именно: ориентированность на формирование коммуникативной компетентности посредством коммуникативных и интерактивных методов.

Внимание авторов сконцентрировано на методе интервью, который при правильной организации становится эффективным способом развития навыков говорения на старшем этапе.

Авторы предлагают методические рекомендации по подготовке к проведению интервью по теме Choosing a career в 11 классе.

Выпуск: №3 / 2018 (июль-сентябрь)

УДК: 37.016:811.111(045)

Автор(ы):

Бирюкова Оксана Анатольевна кандидат филологических наук, доцент, кафедра лингвистики и перевода, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е.

Евсевьева», Саранск Саушкина Анастасия Игоревна

студентка, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е.

Евсевьева», Саранск

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Бирюкова О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, А. И.

Совет

Саушкина // Научное обозрение : электрон. журн. – 2018. – № 3. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х.

В настоящее время иноязычному образованию уделяется все больше внимания. И на это есть вполне объективные причины. Так, Е. И. Пассов и Н. Е. Кузовлева выделяют в иноязычном образовании несколько важных аспектов.

Во-первых, познавательный аспект, подразумевающий, что учащийся овладевает знаниями о культуре народа-носителя языка; во-вторых, развивающий аспект, связанный с развитием речевых и общих способностей, а также психических и прочих функций; в-третьих, педагогический аспект, предполагающий усвоение учащимся этических, нравственных и моральных норм; и, наконец, аспект социальный, когда учащийся овладевает речевыми умениями [1, с. 60]. Но важнейшим результатом такого обучения следует признать общение, и не просто учебное общение, организованное и управляемое, а общение, максимально приближенное к реальному.

Одной из самых популярных и результативных технологий обучения иностранному языку считается коммуникативная технология. Используя в процессе обучения соответствующие методы и приемы, можно добиться высокого уровня иноязычного общения.

Коммуникативный подход (communicative approach) к обучению иностранным языкам возник в Великобритании в 1970-х годах в ответ на возникший запрос общества – практическое владение языком как средством общения.

Главной целью такого подхода было провозглашено формирование коммуникативной компетенции (communicative competence) учащихся, под которой принято понимать «способность осуществлять общение посредством языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, … выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения» [2, с. 45].

Коммуникативная компетенция – явление, формируемое в процессе общения, поэтому обучение иностранному языку должно строиться с учетом всех аспектов говорения. Е. И. Пассов различает говорение как средство общения, как деятельность и как продукт.

При этом говорение как деятельность характеризуется такими признаками, как мотивированность (всегда есть мотив для общения); активность (проявление отношения говорящего / слушающего к окружающей действительности); целенаправленность (любое высказывание имеет какую-то цель: убедить, поддержать, вызвать сочувствие и пр.

); связь с деятельностью (учет всего контекста деятельности человека, что в свою очередь определяет отбор и организацию речевого материала); связь с коммуникативной функцией мышления (необходимость решать коммуникативные речемыслительные задачи); связь с личностью (учет всех компонентов личности); ситуативность (соотнесенность речевых единиц с основными компонентами процесса общения); эвристичность (непредсказуемость речевых действий в ситуации общения); самостоятельность (умение говорящим самостоятельно составлять программу высказывания, не обращаясь к опорам и схемам); темп (синтагматичность высказываний).  Говорению как продукту присущи свои особенности: структурность, продуктивность, логичность, информативность, выразительность [3, c. 6–26].

Обратите внимание

В рамках коммуникативного подхода должны быть сформированы речевые функции, которые предполагают умение говорящего выразить ту или иную интенцию. Это может быть просьба, согласие, упрек, приглашение, совет, отказ, сочувствие.

Это, несомненно, и умение задавать различные типы вопросов (запрашивать информацию) и способность правильно реагировать на них (что становится особенно важным при использовании такого метода, как интервью, о котором речь пойдет ниже).

В «Настольной книге преподавателя иностранного языка» авторы приводят рекомендации по обучению говорению в его диалогической форме, обобщенные и систематизированные ведущим экспертом секции современных языков Совета Европы Джо Шейлзом (Sheils).

В рамках коммуникативного подхода предлагается использовать следующие приемы: общение в рамках определенного контекста; составление диалога из разрозненных реплик; наполнение и завершение диалога; пошаговое составление диалога; составление диалогов по опорным сигналам; письменное составление диалогов.

В рекомендациях также говорится об особом месте ролевой игры в обучении диалогической речи и приводятся возможные варианты ролевых игр: обмен информацией, игры на основе сценария, в форме установления, поддержания и развития межличностных отношений.

Акцентируется, что предметом пристального внимания должно стать обучение самовыражению в процессе иноязычного общения, для чего предлагается использовать технику дискуссии, технику повествования, проектную методику и интервью [4, с. 341–342].

Интервью – интересный и незаслуженно игнорируемый практикующими учителями прием обучения говорению.

Реализация метода интервью на уроке иностранного языка осуществляется в рамках коммуникативного подхода, что находится в соответствии с основной целью обучения иностранным языкам.

Важно

Однако, как ни странно, публикаций, посвященных использованию интервью на уроке, или упоминающих данный метод среди прочих коммуникативных и интерактивных методов и приемов, не так много [5, 6, 7].

Интервью проводится в формате диалога, который предполагает владение участниками определенными речевыми стратегиями и которому свойственны все отмечаемые Е. И. Пассовым признаки говорения как виду деятельности.

Интервью, несомненно, относится к набирающим все большую популярность интерактивным методам, поскольку в той или иной форме в процесс вовлекаются все учащиеся, участие учителя сводится к минимуму, учащиеся в совместной учебной деятельности приобретают новые знания и идеи, обмениваются ими, осваивают новые виды деятельности, получают возможность самореализоваться, учатся общаться: задавать вопросы и отвечать на вопросы, высказывать и отстаивать свое мнение, выслушивать критические замечания в свой адрес и в свою очередь критиковать мнение собеседника или партнера. Интервью есть форма ролевой игры, а игра всегда интересна учащимся любых возрастов; она облегчает усвоение новых знаний и умений, создает более комфортные условия для взаимодействия участников, позволяет получить новый полезный опыт.

Попробуем дать свое рабочее определение интервью.

Интервью – игровое коммуникативное упражнение, реализуемое в форме диалога или полилога на основе определенного сюжета в рамках изучаемой темы, предполагающее распределение ролей (интервьюер/ы и интервьюируемый/ые) с последующей самостоятельной подготовкой к исполнению роли и направленное на формирование речевых функций, позволяющих учащимся приобрести навыки, необходимые в ситуации реального общения.

Интервью дает учителю возможность определить «сильные» и «слабые» места учащихся, выявить лидеров и тех, кто испытывает явные затруднения при выполнении задания.

Примером использования интервью на уроке английского языка в старших классах может послужить предлагаемый нами фрагмент методической разработки, подготовленной на основе учебника О. В. Афанасьевой для 11 класса.

В сфере внимания – Модуль 1 учебника, в рамках которого учащиеся знакомятся с такими темами, как Jobs and occupations; Choosing a career; The use of suffixes to make words denoting profession [8].

Данная разработка может стать частью профориентационного урока или же средством контроля учебных достижений учащихся по теме.

Совет

Как и любое мероприятие, подготовка к проведению интервью состоит их трех этапов: подготовительного (в ходе которого определяется тема, продумывается ситуация, распределяются роли, подбираются и изучаются дополнительные материалы по теме, выполняются – при необходимости – лексические, грамматические, коммуникативные упражнения, разрабатываются критерии оценивания), основного (в ходе которого разыгрывается интервью в соответствии с заданными критериями и сюжетом), заключительного (в ходе которого осуществляется оценивание и анализ результатов, делаются выводы, принимаются меры по корректировке неудачных моментов).

Подготовительный этап. Тема интервью – Choosing a career. Особенностью данного интервью является то, что ученикам достается не просто одна из двух ролей (интервьюер или интервьюируемый), а обе роли сразу. При таком подходе к организации интервью в процесс будут вовлечены все учащиеся.

Таким образом, каждый ученик должен будет выступить и в роли интервьюируемого (готовит речь о своей будущей профессии, подбирает аргументы за и против, выбирает наглядные и подручные материалы для «вхождения» в образ) и в роли интервьюера (готовится задавать вопросы о профессии).

Более сложная задача встанет перед учащимися, если интервьюируемый будет выступать в роли представителя какой-то профессии, т. е. уже работающего и имеющего определенный опыт.

Поскольку учащиеся будут работать в паре, можно выдать им карточки, в которых их роли будут прописаны (см. таблицу ниже). Профессию они могут вписать сами, выбрав ее из тех, что были изучены. Важным моментом является готовность участников переключиться с одной роли на другую.

Студент А Студент В
роль 1 интервьюируемый роль 1 интервьюер
профессия architect
роль 2 интервьюер роль 2 интервьюируемый
профессия doctor

Интервьюеры готовят вопросы о профессии, которую собирается выбрать их партнер по заданию. Вопросы должны соответствовать критериям, которые разрабатывает учитель.

К примеру, должно быть задано не менее 10 вопросов, из них 2 общих, 1 разделительный, 1 альтернативный, 6 специальных. Вопросы должны быть построены таким образом, чтобы были охвачены как положительные, так и отрицательные стороны профессии.

Это даст возможность интервьюируемому попрактиковаться в отстаивании своей точки зрения и парировании контраргументов.

Обратите внимание

Для того чтобы интервью было более содержательным, перед интервьюируемым ставится задача не просто сформулировать свой вопрос, но предварить его какой-то информацией (статистическими данными, результатами опросов, цитатами и пр.).

При этом от интервьюируемого требуется не просто ответить на вопрос, но осмыслить озвученную информацию, сформировать свое отношение к ней, выразить свою реакцию (одобрение / неодобрение, согласие / несогласие, возмущение и пр.).

На предварительном этапе ученикам самостоятельно или с учителем необходимо вспомнить и отработать весь лексический и грамматический материал, изученный во время прохождения первого модуля.

Отбор учебного материала для данного интервью обусловлен содержанием выбранного УМК и заявленной темой. Представленный список слов Jobs and occupations содержит названия достаточно распространенных в обиходе профессий. Из этого списка ученик может выбрать себе ту, которую будет представлять в интервью:

Jobs and occupations
1)      accountant

2)      actor

3)      architect

4)      chemist

5)      computer programmer

6)      designer

7)         doctor

8)         economist

9)         engineer

10)       firefighter

11)       journalist

12)       lawyer

13)       nurse

14)       police officer

15)       scientist

16)       sports instructor

17)       teacher

18)       vet

Источник: https://srjournal.ru/2018/id121/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector