Постановка целей и их достижение в рамках учебного процесса

Методическая разработка по теме: Постановка целей и задач современного урока

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Автор Данилова Е. Е.

 учитель математики

МБОУ СОШ № 22 города Ковров.

Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли:
учителя как организатора и консультанта, ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.

Теперь позиция ученика — познание мира в специально организованных условиях, а позиция учителя — к классу не с ответом, а с вопросом.

Системно-деятельностный подход является основой стандартов второго поколения.

Рассмотрим на примере Технологии деятельностного метода (ТДМ) автор Людмила Георгиевна  Петерсон.

Типология уроков ТДМ:

  • Урок открытия нового знания.
  • Урок рефлексии
  • Урок обобщения и систематизации знаний
  • Урок развивающего контроля.

Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Обратите внимание

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий предмета.

Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Сформировать умение учиться можно только при условии понимания учеником нормы учебной деятельности (то есть того, что значит «уметь учиться»).

  Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства  —  что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

    Что же такое цель современного урока и когда, какие цели урока ставит учитель?

    Общепринято в науке, что цель — это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.

Цель современного урока: создать (обеспечить) условия для формирования (развития) представления (умения) .

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  •  Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
  •  Формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
  •  Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
  •  Формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
  •  Формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

    Цели обучения должны быть:

Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные.

       Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:       — обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей …;       — обобщить и систематизировать знания о …       — отработать навыки (указать какие);       — устранить пробелы в знаниях;

      — добиться усвоения учащимися понятий (каких?).

      Цели обучения условно разделяют на три группы:

  • образовательные (обучающие).
  • развивающие,
  • воспитательные.

Все эти группы целей взаимосвязаны.

    Обучающие цели урока (дидактические):

передача учащимся определённой системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни.

    Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать  глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

  • «выбрать»,
  • «назвать»,
  • «дать определение»,
  • «проиллюстрировать»,
  • «написать»,
  • «перечислить»,
  • «выполнить»,
  • «систематизировать»…

Определить основную дидактическую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящён данный урок.

Развивающие цели урока содействуют формированию:

  • общеучебных и специальных умений;
  • совершенствованию мыслительных операций;
  • развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, диалога, коммуникативной культуры;
  •  осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

    Воспитательные цели  предполагают формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

 Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель?

 Можем ли проверить, что к концу урока мы воспитатели или сформировали те или иные личностные качества ребенка?

Наверное нет. Поэтому цель воспитания желательно формулировать следующим образом: «Создать (или обеспечить) условия для …». Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.

Воспитательные цели способствуют:

  • воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения;
  • формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности;
  • приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

     Воспитательная работа на уроке должна планироваться  самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной.

     Могут быть использованы следующие формулировки  при постановке воспитательной цели:

  • вызвать интерес,
  • пробудить любознательность,
  • пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
  • побудить учащихся к активности,
  • выразить свое отношение…
  • прививать, укреплять… навыки.

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

Все приемы целеполагания классифицирую на:

  • Тема-вопрос
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка
  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока.

       Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

        Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Поясню некоторые приемы целеполагания:

     Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Важно

Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность

    На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводят к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

     Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

     Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.

     Например: Урок математики по теме «Двузначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

      Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети высказывают свое мнение, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения.

Совет

Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Что представляют собой задачи урока?

   Задачи — это шаги по достижению поставленной цели.

    К задачам урока относятся:

  • организация взаимодействия;
  • усвоение знаний, умений, навыков;
  • развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.

    Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока.

Образовательные  задачи урока состоят:

  • в приобретении учащимися определённого круга научных знаний, умений и навыков;
  • в формировании тех способов и приёмов мышления, при помощи которых учащиеся будут успешно овладевать знаниями.

Образцы формулировки некоторых образовательных задач:

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать (углубить)…
  • способствовать становлению умения оценивать…
  • развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа…
  • помочь учащимся увидеть результаты своего труда;
  • формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану и тд.

     Выстраивая развивающие задачи, учитель опирается на перечень обязательных умений, определённых программой и одновременно учитывает, какими умениями реально владеют ученики данного класса и какие возможности даёт материал урока для их развития, формирования того или иного умения на определённом уровне сложности.

    Воспитательные задачи включают определение отношений учащихся к окружающей действительности и поведению, развитие инициативы творчества, развитие организаторских качеств и тд.

     Любая деятельность характеризуется, прежде всего, наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами).

Точно так же учебная деятельность может возникнуть лишь там и тогда, когда цель обучения личностно значима для учащегося, «присвоена» им.

Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.

    Учебная задача — это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/10/10/postanovka-tseley-i-zadach-sovremennogo-uroka

Постановка целей и их достижение

Мечта, заветное желание, жизненная цель – на первый взгляд, это похожие понятия. На самом деле эти слова обозначают совершенно разные вещи. Мечта может быть нереальной, а желание – невыполнимым.

Чтобы то, о чем вы мечтаете, сбылось, надо от пожеланий перейти к целеполаганию. Однако цель тоже может остаться недостигнутой, если вы неверно ее сформулируете. Правильная постановка целей и их достижение.

Эта логическая цепочка – путь к успеху.

Целеполагание – процесс постановки цели. Этому понятию посвящено много научно-популярных книг. Как утверждают психологи, верно сформулированная задача – 50% гарантии ее достижения. Многие не знают, как ставить цели правильно.

Обратите внимание

Поэтому неудивительно, что стали популярны тренинги, где профессиональные психологи учат основным принципам целеполагания. В отличие от желания и мечты, цель – понятие определенное, четкое, так как за ней стоит конкретный результат. Этот результат надо видеть.

В достижение цели необходимо верить. Только тогда ее можно действительно добиться.

Формулировки: «Я хочу расширить свой бизнес», «Я хочу увеличить свои доходы» – примеры желаний. Чтобы перевести их в категорию целей, надо конкретно определить, что значит для вас расширить бизнес.

Открыть новые филиалы? Расширить ассортимент услуг? Привлечь большее количество клиентов? Увеличить объем производства? Насколько увеличить или расширить: на 20% или в 2 раза? Результат, к которому вы стремитесь, должен быть измеряем.

Результат, к которому вы стремитесь, должен быть измеряем.

Лучше всего записать конкретно поставленную цель в ежедневник. Для ее формулировки используйте активные глаголы, типа «сделать», «заработать», «достигнуть». Не употребляйте слова «надо», «необходимо», «нужно», «следует», так как они несут смысловой оттенок принудительности, преодоления внутренних барьеров. Это ваша цель. Вы хотите ее достигнуть, никто не заставляет вас это делать.

Достигать слишком простые цели не интересно. Задача должна быть сложной, чтобы на пути к ней приходилось преодолевать трудности, только так можно развиваться. Но цель должна быть реальной.

Читайте также:  Цифры и числа на английском языке с произношением и транскрипцией

Поэтому перед ее формулировкой надо проанализировать настоящее положение вещей и оценить имеющиеся ресурсы и возможности. Открыть сразу 5 новых филиалов или увеличить доходы в 10 раз вряд ли получиться. Сначала добейтесь достижения более скромных целей.

Со временем вы придете к тому, о чем даже не осмеливались мечтать в начале пути.

Важно

Правильная постановка цели обязательно содержит указание на время ее достижения. Например, цели расширить клиентскую базу или увеличить объем производства нужно конкретизировать процентными показателями (на 30%) и сроком (1 год).

Если вы научитесь правильно и конкретно формулировать цели для себя, то сумеете понятно и четко ставить их перед другими. Руководитель организации должен знать основные принципы целеполагания. Тогда от своих менеджеров он потребует правильно формулировать цели их работы. А это гарантия того, что они свои задачи действительно выполнят.

Методы достижения целей таковы:

  1. Цель ведет к получению результата. Если для вас он очень важен, то добиться его будет легче. Представьте все плюсы от достижения конечного результата. Заранее предвкушайте ощущения радости и успеха, которые вы испытаете в тот момент. Тогда никакие страхи и сомнения не помешают на пути к поставленной цели. Этот прием психологи называют методом визуализации. Он помогает актуализировать для достижения цели все внешние и внутренние ресурсы, притягивает нужные идеи, людей, средства. Например, подумайте о преимуществах, которые получите, увеличив доход на 50%. Вы сможете позволить себе более дорогую недвижимость, машину, отдых, подарки близким. Повысите свой социальный статус. Какое из этих преимуществ для вас самое желанное? Представьте, что вы его уже достигли. И пусть эта картинка вас мотивирует. Когда вы ставите цели перед своими сотрудниками, помогите им увидеть плюсы их общих достижений. Повышение зарплаты, премии, карьерный рост, получение дополнительных средств в бюджет компании на корпоративные мероприятия.
  2. Чтобы пройти длинный путь к достижению большой и важной цели, нужно разделить его на этапы. Для этого глобальная цель разбивается на цели поменьше. Они, в свою очередь, также могут быть раздроблены на более мелкие задачи. Если все это схематично изобразить на бумаге, то получится настоящая система целей и подцелей. Каждую из них старайтесь сформулировать четко с указанием сроков достижения, и тогда эту схему можно будет легко превратить в пошаговый план движения к главной глобальной цели. Такое планирование станет основой для составления понятной инструкции к действию для ваших подчиненных. Например, цель расширить ассортимент услуг можно разделить на подцели: изучить специфику новых услуг, закупить необходимое для их оказания оборудование, подобрать специалистов или обучить своих сотрудников, найти дополнительное место.
  3. В достижении личных целей могут помочь близкие люди. А когда речь идет о задачах, связанных с бизнесом, не обойтись без помощи сотрудников и партнеров. Разбив глобальную цель на конкретные подцели, продумайте, кто из подчиненных может справиться с каждой из них наиболее успешно. Но помните, первоначальную цель ставили для себя вы, она важна для вас, поэтому и ответственность за ее достижение тоже лежит, в первую очередь, на вас. Если вы не придете к своей цели, потому что кто-то из сотрудников не выполнил поставленную перед ним задачу, то вина за это будет лежать на вас. Значит, ресурсы этого работника вы переоценили. Возможно, ему для решения своей задачи требуется больше времени или необходимо повысить квалификацию. А может быть, для достижения данной подцели нужен совсем другой специалист.
  4. Постарайтесь заранее оценить препятствия, которые возникнут на пути достижения цели. Подумайте о том, как можно их преодолеть или устранить. Не все сразу, а постепенно, по одному. Конечно, предугадать все проблемы не получится. Но у вас будет план по устранению хотя бы части их.
  5. Ищите дополнительные ресурсы. Новая информация, новые знания и умения помогут преодолеть преграды, которые сначала могут показаться самыми большими. Возможно, вам придется нанять новых специалистов (маркетологов, аналитиков, контент-менеджеров, бизнес-тренеров) или вашим прежним сотрудникам нужно будет пройти обучающие курсы, тренинги, семинары.
  6. Составьте общий план действий на тот период времени, который вы отвели себе для достижения цели. В нем отразите, кто и в какие сроки будет решать промежуточные задачи, какие ресурсы и дополнительные вложения будут привлечены для преодоления препятствий. На основе общего плана составьте более подробные планы для каждого квартала, месяца и даже недели. Конечно, во время выполнения вам придется многое скорректировать в плане. Ведь на пути к цели у вас появятся новые знания, опыт, и обстоятельства могут поменяться. Скорее всего, во время осуществления плана вы увидите ошибки, допущенные при составлении. Так что по ходу движения нужно будет осуществлять работу над ошибками. Может быть, вам даже придется скорректировать поставленные цели, если вы поймете, что пока ваших ресурсов не хватает на достижение первоначальных. Но это не страшно. Все равно вы пройдете уже часть пути, приобретете новые знания и опыт, которые помогут скорректировать цели и двигаться дальше.
  7. Периодически анализируйте свои цели, методы их достижения и ресурсы. Это полезно для дальнейшего рационального планирования своего пути.
  8. Взвесьте цену, которую вам придется заплатить за достижение цели. Для обучения сотрудников и покупки оборудования понадобятся финансовые вложения. Чтобы контролировать работу нового филиала, нужно дополнительное время. Возможно, вам придется сократить часы личного отдыха или меньше времени проводить с семьей. Для прохождения тренинга надо потратить силы и энергию. А привлечение в дело партнера заставит отказаться от привычки решать все самостоятельно. Оцените свою готовность пожертвовать всем этим и выйти из своей зоны комфорта.

Цель всегда ведет к действиям, ведь если ничего не делать, то и цели не достигнешь. И наоборот, чтобы начать действовать, надо поставить себе цель. Лучше мотивации к действиям не бывает.

Источник: https://zhazhda.biz/base/postanovka-celej-i-ih-dostizhenie

Эффективная методика постановки и достижения цели

Как добиться цели в жизни – актуальная тема для каждого человека независимо от возраста, социального статуса и профессии. Сама распространенная ошибка – подмена понятий. Часто путают понятие «достижение цели» и «результат достижения цели». Грамотно сформулированное стремление имеет конкретность, временные рамки, измеримость. В противном случае речь идет о мечтах.

Популярная технология постановки цели S.M.A.R.T

На самом деле этот метод общеизвестный – планирование. Прежде всего, необходимо качественное, хорошее стремление, которое соответствует критериям SMART.

  • Specific (конкретность). Прежде всего, важна конкретика. Необходимо четко понимать – почему для вас важна именно эта мечта. Когда будут выявлены истинные причины желаний, можно переходить к планированию.
  • Measurable (измеримость). Конечный результат усилий должен иметь конкретный критерий, по которому можно определить, что желаемое достигнуто.
  • Agreed (согласованность). Необходимо понимать, что для достижения указанной цели потребуется привлечь других людей. Для упрощения задачи необходимо усовершенствовать стратегию таким образом, чтобы исключить или минимизировать участие посторонних лиц.
  • Realistic (реалистичность). Несомненно, амбиции должны быть большими, но в тоже время их важно сбалансировать и соотнести с собственными возможностями.
  • Timed (ограничение во времени). Установите четкий срок, необходимый для осуществления задуманного. Это мобилизует усилия и позволит максимально рационально использовать ресурсы и энергию.

Что рекомендуют психологи

  1. Не стоит путать два понятия «цель» и «средства достижения цели». Например, испечь пирог для супруга – это средство, а порадовать любимого человека – конечный результат.
  2. Подумайте – что вам необходимо на самом деле? Покупка машины – это средство достижения цели.

    Если вы стремитесь обеспечить для себя комфортное передвижение, возможно, имеет смысл обойтись услугами такси.

  3. Задумайтесь – насколько искренни вы в своем стремлении. Не обманывают ли вас ваши ментальные установки? От того, насколько вы честны перед собой, зависит упорство в достижении цели.

    Например, если по
    работе вам необходимо получить дополнительное образование, ответьте сами себе – вы действительно этого хотите или следуете распоряжению руководства?

Если сам процесс движения к цели приносит удовлетворение, и вы уверены, что можно пожертвовать для достижения большой цели временем и ресурсами, то вы на правильном пути.

Составление пошагового плана достижения цели

Совершенно необязательно, чтобы мечта соответствовала всем перечисленным критериям. Можно обойтись краткой формулировкой и в последствие детализировать план, если стратегия достижения цели требует корректировки. О том, как определиться с жизненными целями читайте
здесь.

Когда вы определились в своих стремлениях и уверены, что не будете испытывать душевного дискомфорта, приступайте к составлению плана.

Для достижения поставленной цели необходимо оценить – какие задачи следует решить и сколько потребуется времени на каждую из них. Существует множество методик и техник, но самая популярная и эффективная – составить дерево задач. Можно просто записать каждую задачу и постараться определить ее трудоемкость.

Составляя план, необходимо учитывать ряд факторов.

  • Правильность определения каждой задачи. Необходимо понимать, что задача – это подцель, следовательно, она обязана соответствовать SMART.
  • Ответьте – достаточно ли поставленных задач для достижения указанной цели. Эффективный план не обязательно должен содержать сотни пунктов. Оценить его действенность помогут друзья или другие компетентные люди.
  • Оправдывает ли мечта средства? Если для достижения поставленной цели потребуются ресурсы, которыми вы не располагаете, смысла в потраченных усилиях нет.
  • Правильность определения сроков. Оценивайте реально свои возможности и временные рамки. Масштабность задачи должна соответствовать поставленному сроку. Помните, что стратегия достижения цели может быть продумана до мелочей, но всегда есть вероятность внештатных ситуаций.

Часто бывает так, что человек полностью погружается в новую идею и стремится перейти к
конкретным действиям. Психологи рекомендуют не поддаваться на провокацию и проявить последовательность и упорство в достижении цели.

Полезно подумать о том, какие качества нужны человеку для достижения цели и имеете ли вы средства для реализации задуманного.

Если вы не составите хороший план, все усилия будут потрачены зря, возможно, вы сможете добиться желаемого, но потратите на это гораздо больше усилий, ресурсов и времени.

Реализация плана достижения цели

Теоретическую часть вопроса – как достичь цели в жизни – мы изучили. На этапе практической реализации важно регулярно отслеживать динамику и оценивать выполнение плана. Это позволит своевременно корректировать задачи.

Упорство в достижении цели проявляется, прежде всего, в системном подходе и
самодисциплине. Иными словами, если вы чего-то искренне хотите, необходимо последовательно следовать за собственной мечтой и прилагать все возможные усилия.

Для достижения указанной цели необходимо определить периодичность мониторинга. Необходимо установить такие временные рамки, которые позволят совершить конкретные действия. Периодичность отслеживания выполнения плана зависит от конкретного стремления.

  • Если для достижения указанной цели требуется несколько месяцев, мониторинг проводят один раз в неделю.
  • Если на весь план запланировано несколько недель, имеет смысл отслеживать динамику ежедневно.

Мониторинг – инструмент достижения желаемого, который предполагает выполнение определенных действий:

  • оцените – какие пункты плана выполнены, и каких результатов при этом удалось достичь;
  • сравните фактические достижения с запланированными результатами;
  • проанализируйте ситуацию и скорректируйте задачи (при необходимости).

Существует три варианта оценки выполнения поставленных задач:

  1. все идет по плану – менять ничего не нужно;
  2. часть пунктов идут не по плану – в этом случае нужно пересмотреть приоритеты, скорректировать сроки;
  3. все идет не по плану – нужно начать все сначала – сформулировать новую мечту и составить план для достижения указанной цели.

Выводы и опыт

Чтобы методика оказалась максимально действенной, необходимо использовать принцип обратной связи. На практике это выглядит следующим образом:

  • по достижении определенного результата оцените – как методика способствовала или мешала достижению результата;
  • сделайте соответствующие выводы;
  • в следующий раз вы сможете составить план с учетом имеющегося опыта.

Теперь вы знаете, как достичь цели в жизни, следующий этап – попробовать методику на практике и убедиться в ее эффективности. Вы же хотите
жить так, «чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»?

Смотрите на видео – как добиться желаемого по методу Тони Роббинса.

Источник: https://myself-development.ru/effektivnaya-metodika-postanovki-i-dostizheniya-tseli/

Урок 2. Целеполагание

Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение.

И если информация из первого урока научит вас определять и фиксировать свои временные затраты и разбираться в структуре распределения временного ресурса, то знания, которые вы получите отсюда, помогут вам научиться отделять то, на что нужно тратить своё время, от того, на что не нужно.

Здесь речь пойдёт о процессе целеполагания: вы научитесь определять свои истинные цели и второстепенные задачи, а значит, сможете делать то, что позволит вам исключить бесполезную трату времени, и даже ваши минимальные усилия будут приносить вам максимальные результаты.

Содержание

Понятие целеполагания

Принципиальным вопросом после анализа собственных временных трат становится вопрос «Как изменить сложившуюся ситуацию?» Это трудно сделать без размышлений, ведь если мы потратили на что-то своё время, то это значит, что в тот момент мы представляли это дело как важное, нужное — а что делать с таким представлением, не всегда понятно.

Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела — значит, соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью. Википедия даёт такое определение цели:

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Ещё одно определение гласит: цель — это мысленная модель желаемого результата, идеальный образ будущего.

Если мы знаем, чего хотим достичь в результате, гораздо легче отсеивать среди ежедневных дел ненужные — стоит просто задать вопрос «поможет ли мне это в достижении цели?».

Хорошо поставленная цель мотивирует, упорядочивает мысли, упрощает решения и, в конечном счёте, приводит к значительному росту эффективности.

Как сделать так, чтобы цель была хорошо поставлена? Нужно помнить, что она никогда не появляется сама по себе, а является результатом процесса целеполагания — сознательного либо нет. Целеполаганию можно дать такое определение: это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением определённых к ним требований (например, параметров отклонений).

Психологическую структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:

Как мы видим из представленной схемы, процесс целеполагания и выполнения любого дела может быть осознанным либо неосознанным. Попробуем разобраться, как именно это влияет на вашу продуктивность.

Совет

В основе любой человеческой деятельности лежит определённая потребность, проблема либо возможность, которые покоятся на фундаменте определённых жизненных ценностей (мета-целей) личности. Потребности и проблемы могут не осознаваться, в то время как возможности должны быть предварительно замечены.

Все они ведут к возникновению определённого мотива — вопреки распространённому определению («мотив есть осознанная потребность»), он не обязательно осознаётся человеком.

Словарь практического психолога даёт такую характеристику: «Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.

Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа». Отдельно можно говорить о существовании мотивировок — сознательных доводов в пользу того или иного мотива.

О целеполагании как таковом можно говорить в том случае, если человек специально пытается осознать свою цель, проанализировав имеющиеся у него потребности, проблемы или возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае далее запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.

На рисунке выше хорошо видно, что отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Конечно, этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, будут напрасными.

Наша задача — сделать этот процесс управляемым, а значит, изучить возможные способы целеполагания.

Упражнение 2.1

Из предложенного списка выберите, пожалуйста, от 5 до 7 ключевых ценностей вашей жизни. Если предложенного списка недостаточно, то придумайте свои.

Упражнение 2.2

Составьте иерархию ваших ценностей. Подумайте, какие из них могут вступить в конфликт друг с другом и как вы его разрешите.

Способы целеполагания

Существуют следующие основные способы целеполагания:

Интуитивный поиск цели наиболее распространён. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения.

Можно предположить, что это единственный способ целеполагания, который «автоматически» встроен в каждого человека.

Так происходит потому, что интуитивные цели формируются на основе существующего опыта, знаний и умений человека, а их «проявление» означает переход неосознанной потребности (проблемы) в осознанный мотив действий, чем и запускается процесс целеполагания.

«Изобретение» целей представляет собой «экспериментальный» процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшённом масштабе. Например, это случается, когда вы принимаете важное решение («найти себе хобби по душе»), но не знаете, как конкретно его реализовать.

Обратите внимание

В этом случае вы можете попробовать скрэпбукинг, филателию, вышивание или более экзотические варианты до тех пор, пока не найдёте именно ваше. При этом вашей целью может стать занятие этим видом хобби в течение некоторого времени (месяца, например), а затем вы подводите итог и выбираете то, что вам ближе.

Метод «вычисления» цели работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива («хочу, чтобы у меня была машина») нужно выписать все цели, ведущие к этому, в качестве столбцов таблицы.

Необходимо понимать, что цели могут быть разными — «заработать на покупку личного авто», «выпросить автомобиль у мужа», «выиграть автомобиль в лотерею» и даже «украсть у соседа по двору» (шутка). Далее в качестве строк необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат достижения цели.

Затем достаточно оценить придуманные вами цели, выбрав наилучший вариант в каждой строчке, и просуммировав финальные показатели (см. пример ниже).

Итак, результатом нашего вычисления становится цель «выпросить автомобиль у мужа». Соответственно, становится понятным и то, как эту цель достигать.

Тем не менее, нельзя не отметить громоздкость данного способа, сложность подбора и оценки критериев и т.п. Кроме того, как отмечает С. И.

Калинин, «попытки «выбрать жениха по Гоголю, приставляя нос Ивана Ивановича к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу». Однако, может, вам повезёт?

Наконец, метод «выбор и предписание». Этот метод подразумевает, что у нас уже есть определённое количество кем-то поставленных целей, и нам необходимо всего лишь выбрать одну из них в качестве своей и «предписать» для себя её выполнение. По сути своей, это способ подражания кому-либо и попытка действовать по уже известному алгоритму.

Важно

Примером такой ситуации может стать постановка цели молодого человека, заканчивающего обучение в школе: мама хочет, чтобы сын стал писателем, отец желает видеть его в качестве юриста, а дедушка и бабушка видят во внуке перспективного металлурга.

Не желая выбирать либо не имея такой возможности, молодой человек всегда может выбрать одну из целей, «заготовленных» для него родными, и стремиться к её достижению — так, как будто эта цель была выбрана им самим.

Стоит отметить, что это достаточно хороший способ, хотя подходит он далеко не всем (можно вспомнить фильм «Трасса 60», где главному герою отец прочит карьеру юриста, но, в конце концов, герой отказывается от навязанной ему отцом цели).

На заметку. В ряде случаев изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым.

Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо специфицировать её содержание.

Так, в примере выше («хочу, чтобы у меня была машина») может содержаться нечто большее, чем просто желание купить транспортное средство — например, желание повысить свой статус, продемонстрировать окружающим собственную самостоятельность, способ приобщиться к интересам определённой группы людей и другие. Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.

Методы постановки целей

3.1. SMART

Но не стоит забывать, что цель должна быть максимально точна не только в том, что касается вашего внутреннего восприятия желаемого.

Вы совершенно точно должны представлять пути достижения цели, использовать для этого в планировании совершенно конкретные инструменты и искать специфичные ресурсы, и, самое главное, — успеть это сделать в срок (мы же всё-таки говорим про тайм-менеджмент, правда?).

Именно для этого была разработана система постановки целей SMART. Своему названию она обязана мнемоническому правилу, объединившему первые буквы англоязычного названия критериев качества цели. Среди них следующие:

  • Specific (конкретная) — цель должна быть конкретной, т.е. должна указывать на то, что именно необходимо достигнуть;
  • Measurable (измеримая) — содержит указание на то, как измеряется результат. Если цель количественная, то необходимо указать целевую цифру («продажи на 5% больше», «купить iPhone 5S менее чем за 15000 рублей» и т.п.), если качественная — установить эталон («автомобиль не хуже S-класса», «такие же часы, как у Стаса Михайлова»);
  • Achievable (достижимая) — поставленная цель должна быть реальной; кроме того, должен быть понятен механизм её достижения и он также должен быть реален;
  • Relevant (релевантная, актуальная) — необходимо понимать, что выполнение цели актуально и действительно необходимого для достижения желаемого;
  • Time-bound (ограниченная во времени) — цель должна иметь чётко определённые границы времени её достижения.

Подробнее про SMART-целеполагание вы может прочесть в статье в нашем блоге.

Алгоритм постановки SMART-целей выглядит таким образом:

  1. максимальное уточнение результатов (S);
  2. обоснование цели как необходимой, релевантной (R);
  3. прогнозирование и оценка степени достижимости цели (A);
  4. выбор критериев оценки цели и целевых показателей (M);
  5. для максимально уточнённой цели выбирается срок исполнения (T).

Упражнение 2.3 от Брайана Трейси

Брайан Трейси, автор книги «Управляй своим временем и удвой результаты», предлагает очень похожий на SMART алгоритм постановки целей, а затем предлагает выполнить с помощью него следующее упражнение.

Возьмите лист бумаги и напишите десять целей на следующий год так, как будто бы они уже реализовались (например, «я купил себе новую Ferrari 458 Italia в бутике на Третьяковском проезде»), а затем выберите из них ту, которая наибольшим образом изменила бы вашу жизнь. Обведите её, а затем выпишите её на отдельном листе и проработайте по критериям SMART.

Упражнение 2.4

Как вы считаете, к какому способу целеполагания (см. п. 2 урока) относится пример из предыдущего упражнения? Почему?

3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского

Несмотря на очевидные преимущества SMART-технологии, она эффективна только в том случае, когда известны начальные условия постановки цели и у субъекта целеполагания есть осознанное понимание желаемого образа будущего. Напротив, в жизни часто встречается ситуация, когда подходящая цель ещё не найдена, а изначальные условия быстро изменяются. Тогда можно выделить следующие этапы технологии проектного метода постановки цели:

  • определение абстрактного уровня («рамки») будущей цели путём: — прояснения системы ценностей за счёт выделения конкретных ценностей (мета-целей); — определения ключевых областей жизни, на которые распространяется их влияние;— выяснение правил, определяющих характер этого влияния.
  • конкретная цель специфицируется так, чтобы не противоречить существующим в данной сфере жизнедеятельности ценностям и принципам; обеспечение соответствия ценностям;
  • планирование конкретного уровня достижения целей: текущие дела проверяются на соответствие мета-целям (в отличие от SMART-подхода, когда исходная цель декомпозируется до отдельных задач);
  • определение временного масштаба, в который планируется обеспечить достижение цели — «за неделю», «в этом году» и т.п. (в отличие от точных сроков SMART);
  • разделение дел на «жёсткие» (привязанные к определённым датам и времени) и «мягкие» (планируемые во временном масштабе и с учётом системы контекстов);
  • все дела распределяются по зонам внимания — стратегической, оперативной и тактической (им соответствуют масштабы времени в один год, одну неделю и один день).

На заметку. Подробнее про систему Г. Архангельского вы можете прочитать в его книге.

3.3. Метод «цели — ценности»

Обладая знаниями о своих мета-целях (см. упр. 2.1), сформируйте таблицу соотнесения целей и ценностей:

Если по итогам заполнения таблицы выстроить цели по убыванию итогового балла, то можно определить, какая из них вносит наибольший вклад в исполнение ваших мета-целей.

Упражнение 2.5

К какому способу постановки целей относится метод «цели — ценности»?

Целеполагание является наиболее важным, но не единственным этапом тайм-менеджмента, предшествующим реальному выполнению дел, их реализации. Следующим важным этапом является планирование, изучением которого мы займёмся в третьем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

1 Основы ТМ3 Планирование →

1Упрврем

Источник: https://4brain.ru/time/celi.php

Технология постановки и достижения образовательных целей

Основные цели и задачи образования, как показывает педагогическая действительность, формируются в рамках следующих общих функций образовательного процесса:

когнитивной (познавательной),результатом реализации которой является система знаний, умений и навыков;

воспитательной (ценностной),способствующей становлению мировоззрения учащихся, их ценностных ориентации, самосознания, мотивационной сферы, углублению и расширению опыта межличностного общения;

психического развития,реализующейся в новообразованиях в интеллектуальной сфере учащихся (в их восприятии, воображении, мышлении, речи), их эмоциональной и волевой сферах;

развития креативности,способствующей становлению творческих способностей учащихся;

валеологической,нацеленной на обеспечение готовности к ведению здорового образа жизни, профилактику и коррекцию неблагоприятного психического и физического развития людей.

Поиск наиболее значимых образовательных целей сопровождается поиском способов их конкретизации и измерения результатов образовательного процесса.

Одной из широко распространенных технологий упорядочения и конкретизации комплекса возможных образовательных целей является так называемая таксономия образовательных целей,предложенная американским исследователем Б. Блумом. Таксономия обозна-

чает классификацию и систематизацию объектов на основе их естественной взаимосвязи и принципа иерархичности. Таксономия Блума задает способ постановки целей в когнитивной и аффективной (эмоционально-ценностной) сферах личности учащегося. Суть способа в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, которые преподаватель или другой эксперт может надежно опознать.

Совет

Аффективные цели имеют более глубокий, личностный характер, их трудно представить себе как краткосрочные результаты. Когнитивные цели легче объективировать, представить в виде образцов деятельности. Поэтому таксономия когнитивных целей более детально разработана.

Подход к описанию целей обучения состоит в указании уровней, которых достигает учащийся по мере овладения знаниями, навыками и умениями.

Выделяются шесть иерархических ступеней, каждая из которых характеризуется категориями, конкретизирующими и раскрывающими эти ступени (уровни).

Первая ступень усвоения — знание— рассматривается как узнавание, запоминание и воспроизведение информации.

Категория знания охватывает: факты, терминологию, тенденции развития, хронологию, классификации, критерии, методологию, общие и абстрактные понятия, теории, законы, принципы обобщения.

Учащийся знает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила, законы и принципы.

Второй уровень — понимание— рассматривается как знание, которое позволяет вступить в коммуникацию и пользоваться имеющейся информацией. Понимание — более высокая ступень усвоения, чем простое знание.

Оно обнаруживается в интерпретации смысла текста, в умении схватить основной смысл текста, перевести графические символы в вербальные, использовать полученные данные для определения следствий.

Обратите внимание

Учащийся понимает и интерпретирует факты, правила, законы и принципы, преобразует текстовый материал в схемы, графики, таблицы, диаграммы и интерпретирует последние, предположительно описывает последствия, вытекающие из имеющихся данных.

Третий уровень — применение— обозначает умение самостоятельно применять правила, методы, понятия, законы, принципы, теории в конкретных условиях и новых ситуациях.

Четвертый уровень — анализ— интерпретируется как умение разбивать информацию на части и устанавливать взаимосвязи между ними.

Это более высокий интеллектуальный уровень, чем предыдущие, поскольку здесь требуется осознание как содержания учебного материала, так и его внутренней структуры.

Учащийся выделяет скрытые предположения, обнаруживает ошибки и недостатки в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, ранжирует информацию по ее значимости.

Пятый уровень — синтез— обозначает умение объединить информацию, комбинировать элементы, чтобы получить новое целое, объясняющее какое-либо явление. Таким новым продуктом может быть сообщение, выступление, доклад, письменный реферат, сочинение, план действий, план решения проблемы, схематичное изображение обобщенных связей с целью упорядочения имеющихся сведений.

Шестой, высший уровень усвоения — оценка— позволяет судить о ценности того или иного материала для конкретной цели.

Данная категория предполагает достижение положительных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения на основе четких критериев. Критерии могут быть внутренними (структурно-логическими) и внешними (соответствие поставленной цели).

Важно

Учащийся оценивает логику изложения материала, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта исходя из внутренних и внешних критериев.

Рассмотрим категории образовательных целей в эмоционально-ценностной сфере личности.

1. Восприятие.Эта категория означает готовность и способность учащегося воспринимать явления окружающего мира и поступающие от него импульсы.

Сюда входят субкатегории: осознание, желание воспринимать, избирательное внимание.

Учащийся, например, осознает важность учения, внимательно слушает высказывания окружающих, восприимчив к проблемам и потребностям других людей и к проблемам общественной жизни.

2. Реагирование.Данная категория обозначает активные проявления, исходящие от самого учащегося. Он не просто воспринимает, но и реагирует, т. е. откликается на определенное явление или внешний стимул, проявляет интерес к какому-либо явлению или деятельности. Субкатегории: подчиненный

отклик, добровольный отклик, удовлетворение от реагирования. Учащийся выполняет заданную работу, подчиняется внутреннему распорядку и правилам поведения, участвует в групповом обсуждении различных вопросов, самостоятельно знакомится с информацией о событиях общественной жизни, добровольно вызывается выполнить то или иное задание, проявляет интерес к учебе.

3. Усвоение ценностных ориентаций.В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций, т. е.

отношения к тем или иным объектам либо видам деятельности, а именно: принятие ценностной ориентации, предпочтение ценностной ориентации, приверженность (убежденность).

Учащийся, например, проявляет устойчивое стремление к овладению каким-либо видом деятельности или учебным предметом, целенаправленно изучает различные мнения для вынесения собственного суждения, проявляет убежденность, отстаивая свою позицию.

4. Организация ценностных ориентаций.Указанная категория предполагает осмысление и соединение различных ценностных ориентации, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых.

Учащийся пытается определить свои приоритеты и предпочтения, принимает на себя ответственность за собственное поведение, понимает свои возможности и ограничения, строит личные жизненные планы в соответствии с осознаваемыми им самим собственными способностями, интересами, убеждениями.

5. Реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении.

Совет

Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они являются определяющим фактором поведения личности, входят в привычный образ действий, обусловливают стиль жизни.

Субкатегории: обобщенная установка, полное усвоение и распространение ценностных ориентаций на деятельность. Учащийся проявляет самостоятельность в собственной деятельности, демонстрирует последовательность в поступках, формирует свое жизненное кредо.

Приведенная таксономия позволяет конкретизировать образовательные цели, сделать их диагностируемыми. Учебная цель должна быть описана так, чтобы о ее достижении можно было судить однозначно. При этом следует иметь в виду следующее противоречие. Образовательные цели всегда предполагают из-

менения во внутреннем состоянии учащегося, в его интеллектуальном развитии, ценностных ориентациях и т. д. А судить о постижении этих целей можно лишь по внешним проявлениям — по внешне выраженной деятельности человека, ее результатам. Процесс перевода общих образовательных целей в конкретные можно изобразить так, как показано на рис. 1.

Общий прием конкретизации целей состоит в использовании глаголов, указывающих на действия с определенным результатом, например: знать, понимать, применять, анализировать, преобразовывать, интерпретировать, использовать, демонстрировать, оценивать, систематизировать, создавать и т. д. Этот прием позволяет описать общую образовательную цель с помощью широкого перечня учебных результатов разных познавательных уровней. Приведем примеры.

Общеобразовательная цель в сфере интеллектуального развития студента-юриста включает, в частности, задачу формирования навыков критического мышления. Цель «студент должен научиться использовать навыки критического мышления при чтении специального текста» может быть конкретизирована следующим образом. Учащийся должен научиться:

1) проводить различия между фактами и оценочными суждениями;

2) делать различия между фактами и предположениями;

3) выделять причинно-следственные связи;

4) определять ошибки в рассуждениях;

5) отличать существенные аргументы от не относящихся к делу;

6) разграничивать обоснованные и необоснованные оценки;

Образовательная цель (долгосрочный результат)
Желаемый результат данного периода (цель курса, темы, лекции, семинара и т. п.)
Цель в общих терминах Конкретно описанная цель

Рис. 1. Схема перевода общих образовательных целей в конкретные

7) формулировать на основе содержания текста обоснованное заключение;

8) указывать основание правомерности выводов.

Конкретизация цели «студент должен научиться понимать смысл письменного текста»:

1) выделять сведения, содержащиеся в тексте в явном виде (подчеркнуть конкретную информацию о событиях, датах, именах, выбирать предложения, наиболее полно передающие смысл текста, перечислять факты, подтверждающие основную мысль текста);

2) выделять главную мысль текста (подчеркивать предложение, выражающее основную идею, выбирать или придумывать свой заголовок текста);

3) уметь написать краткий конспект текста;

4) извлекать из текста ту смысловую информацию, которую он не содержит в явном виде (называть мысли, действия, события, которые не названы, но подразумеваются, формулировать наиболее вероятные последствия описанных в тексте действий или событий, объяснять взаимосвязи явлений, событий, идей, изложенных в тексте).

Обратите внимание

Чем более творческий характер имеют образовательные цели, тем меньше возможностей для однозначного описания конкретных учебных результатов. Оценка педагога в этом случае становится во многом интуитивной и зависит от его собственного уровня профессиональной культуры.

Диагностично описанная цель позволяет ориентировать весь образовательный процесс на ее признаки как на эталон. Текущая оценка играет роль обратной связи и подчинена достижению цели-эталона или ее составных частей.

Если цель не достигнута, то результаты текущего контроля свидетельствуют о необходимости коррекции педагогического процесса. Как текущая, так и итоговая оценки проводятся на основе эталонных (критериальных) признаков диагностично поставленной цели и имеют поэтому критериальный характер.

Формулировки конкретизированных целей дают возможность использовать их как основу для подготовки контрольных (тестовых) заданий.

Своеобразие технологического подхода проявляется в том, что он дает не описательную, а конструктивную схему, которая в конечном счете позволяет достичь запланированных результатов. Способы организации образовательного процесса в обобщенном виде сводятся к нескольким правилам: правило эквива-

лентной практики(условия обучения и действия учащихся в ходе обучения в точности соответствуют ожидаемым действиям во время теста или экзамена); правило аналогичной практики(возможность упражняться в поведенческих актах, сходных, но не идентичных целевому поведению); правило знания результатов(сообщение учащемуся результатов каждого действия — текущая оценка); правило положительных подкрепляющих реакций со стороны педагога.Реакция на действия учащегося должна подкреплять желательные действия; неправильное действие не порицается, а комментируется стимулирующим образом, например: «попробуй сформулировать (сделать) это еще раз», «проработай содержание раздела снова» и т. п.

Теоретическая по характеру проблема соотношения долгосрочных образовательных целей (передача и усвоение социокультурного опыта) и реализуемых в образовательном процессе дидактических задач ввиду своего большого практического значения требует углубленного изучения и творческого подхода от каждого педагога.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/20241.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector