Сингапурская методика обучения английскому языку

  • ПРИМЕНЕНИЕ
    ПРИЕМОВ СИНГАПУРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
  • НА
    УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
  • Хомякова
    Марина Леонидовна
  • преподаватель
    английского языка,
  • Уссурийское
    суворовское военное училище
  • г.Уссурийск
  • E-mail:oem2004@mail.ru
  • THE
    USE OF SINGAPORE TECHNIQUE  IN ENGLISH LESSONS
  • Marina
    Khomyakova
  • English
    language teacher
  • Ussuriisk
    Suvorov Military School
  • АННОТАЦИЯ
  • Эффективность
    использования приемов сингапурской методики позволяет достичь поставленных
    учебных целей, повысить мотивацию к учению и профессиональному определению.
  • ABSTRACT
  • The effectiveness of the use of
    Singapore methods allows to achieve learning goals, increase the motivation for
    learning and professional self-determination.
  • Ключевые слова:
    обучающие структуры, кооперативное обучение, мотивация, эффективные приемы.
  • Keywords:
    learning structures, cooperative learning, motivation, effective teaching
    methods.

Новые
приоритеты образования требуют от  учителей поиска и внедрения в учебных
заведениях современных технологий преподавания, помогающих достичь более
ощутимых результатов обучения и воспитания. И все чаще во многих странах
применяется сингапурская методика обучения. Что мы знаем о Сингапуре и данной методике?

Республика
Сингапу́р — город-государство,
расположенный на островах в Юго-Восточной Азии.
Площадь Сингапура составляет 724,2 км², государство Сингапур состоит из 63
островов.

Самые крупные из них — Сингапур (главный
остров) получил независимость от Великобритании в 1965 году и за последние годы
входит в десятку самых развитых и богатых стран мира.

Одной из причин
достижения такого результата является реформирование системы образования.

Сингапур стабильно показывает высокие результаты в рейтинге PISA
(тестирование чтения, математической, естественнонаучной и компьютерной
грамотности) и TIMISS (тестирование математических и естественнонаучных
знаний).

 «Кооперативное, или
совместное, обучение (Cooperative learning), лежащее в основе „сингапурской“
методики, основано на идеях, появившихся в начале прошлого века и получивших
развитие у таких философов и психологов, как Курт Левин, Джон Дьюи, Лев
Выготский.

В отечественной педагогике к понятию „кооперативное обучение“
наиболее близки понятия „педагогика сотрудничества“ и коллективные / групповые
формы работы.  Активное внедрение и распространение
кооперативного обучения в учебных заведениях началось с 1960 года в США.

Учебный процесс был строго структурирован, рассчитан на длительную, в течение
нескольких недель, учебную деятельность группы из четырех учащихся и нацелен на
совершенствование навыков, формирование понятий и работу с информацией».   [1]

Некоторые
структуры регулируют взаимоотношения учащихся, работающих в парах, другие
хороши для организации командной работы, третьи организуют работу всего класса.

   Спенсер Каган — автор многочисленных
книг и статей по кооперативному обучению. Он разработал концепцию Структур
(приемов) кооперативного обучения, которые используются в школах и
университетах всего мира. Его книги переведены на десятки иностранных языков.

Д-р Каган является одним из основателей Международной ассоциации по изучению
кооперативного обучения (International Association for the Study of Cooperation
in Education), учредителем и президентом Калифорнийской ассоциации по изучению
кооперативного обучения (California Association for the Study of Cooperation in
Education). Он организовал и возглавляет «Kagan Publishing and Professional
Development» — самый большой издательский дом по изданию и распространению
книг, статей, и прочих информационных ресурсов по кооперативному обучению.[3]

 Доктор Каган и его
команда разработали и улучшили более 200 структур (приемов), используемых в
рамках кооперативного обучения.

 Эти
обучающие структуры можно разделить на три основные группы:

1.Обучающие
структуры, показывают взаимодействие ученик- ученик, необходимые для развития
коммуникации и сотрудничества. 

2.Обучающие
структуры, показывающее взаимодействие ученик — учебный материал. 

3.Обучающие
структуры, позволяющие сделать урок интересным, лёгким для обучающихся,
повысить самооценку и уверенность учеников, практиковать социальные навыки для коммуникации,
сотрудничества и принятия решений.

Главные
задачи применения этих структур: участие в структурированном
взаимодействии, равное участие всех, эффективная коммуникация, совместная
работа в интересах совместного обучения, совместное обучение как составляющая
любого урока.

Чем же отличается так называемая
сингапурская методика от технологий, применяемых в современном российском
преподавании?

Первое – необычное
расположение парт. Два стола сдвинуты вместе, и четверо учеников сидят за ними
лицом друг к другу. При этом двое из них неизбежно оказываются боком к школьной
доске.  Урок сосредотачивается в центре класса.

Ключевое понятие, которое
ученикам и учителям следует уяснить, приступая к занятиям по модулям
сингапурской системы, заключается в непривычном для общеобразовательной школы
слове «партнер».

  С еще более непривычными уточнениями: партнер по лицу (тот,
кто сидит напротив тебя) и партнер по плечу (тот, что сидит рядом).                                                                      

  Преподаватель руководит процессом, давая четкие инструкции и временные рамки
и при необходимости помогает учащимся во время взаимодействия:
«Внимание! Говорят партнеры по плечу», «А теперь послушаем мнение партнеров по
лицу».

 В этом заключается особенность групповой работы, которая предполагает
очень четкую организацию. «Обучающие структуры не требуют детальной
проработки планов, учебных материалов и специальной подготовки.

Они легко
интегрируются в традиционный урок и становятся его составной частью». [2]

  1.           
    Работа в сотрудничестве подразумевает деление детей на команды и рассадку их по
    4 человека. Каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из 
    карты-управления (Manage Mat):
  2. Сингапурская методика обучения английскому языку
  3. Приведу
    описание некоторых структур:

1.“Teambuilding”.
Все обучаемые в течение одной минуты обдумывают или, по усмотрению учителя,
пишут свои увлечения в виде списка. Рекомендуется использовать таймер. Ученики
складывают чистый лист бумаги так, что образуются три треугольника в верхней
части (как будто вы начинаете делать самолетик) и два длинных узких
прямоугольника в нижней.

На двух крайних треугольниках и одном нижнем
прямоугольнике проставляются цифры 1, 2, 3. Центральный треугольник подписывается
“Everybody” (15–30 с). Каждый участник проговаривает одно из своих хобби,
остальные участники группы слушают и знаком (большой палец вверх / вниз)
показывают, есть ли у них такое же или нет.

Если все участники команды
поднимают большой палец вверх, то слово записывается в центральный треугольник
(все). Если согласны трое — в прямоугольник под номером 3, двое — во второй
треугольник и т. д. И так по кругу, пока не истечет заданное время (2 мин). В
итоге получается несколько слов / словосочетаний, записанных в определенных
частях листка. 4.

На следующем этапе фронтальная работа: учитель спрашивает, в
какой команде есть предложение в первом (втором, центральном) треугольнике, и
просит одного из участников группы сообщить всему классу: „Один (двое, трое) из
нас… (любят играть в компьютерные игры)“. Учитель корректирует предложения при
необходимости.

      Использование структуры дает полное вовлечение в работу
всех обучаемых, равное участие и учет всех типов / стилей обучения: визуалов
(графическое распределение информации), аудиалов (прослушивание), кинестетиков
(складывание листа, жесты).

2. “Rally Robin” — каждый по очереди отвечает в парах

Все
обучаемые в течение 30 секунд обдумывают или записывают свои обязанности по
дому. Учитель объявляет, что теперь у каждого будет 30 секунд, чтобы сообщить
свои обязанности партнеру „по плечу“, то есть сидящему рядом. Учащиеся  (А) не
читают ответ со своего листа, а рассказывают.

По окончании времени партнер В
говорит своему напарнику: „Было очень интересно тебя слушать“. Партнер А
ответит: “Thank you.” Учитель просит нескольких учащихся В сказать всему классу
то, что они услышали.

Затем очередь говорить ученику В, который через 30 секунд
услышит от партнера А: «Мне понравилось слушать тебя» и поблагодарит его. А
несколько учеников А по желанию или выбору учителя скажут всему классу, о чем
рассказал ученик В.

  Дальше ученики и А, и В, они же под номерами 1 и 2 в
команде, сообщают партнерам «по лицу» информацию друг о друге в третьем лице.
Через 30 секунд ученики под номерами 3 и 4 скажут им: «Я бы хотел послушать
тебя еще». И услышат в ответ: «Мне было приятно тебе рассказывать о своем
товарище».

  Снова спрашиваем учеников под номерами 3 и 4, о чем они услышали,
перед тем как включится таймер на 30 секунд, чтобы они рассказали друг о друге
ученикам под номерами 1 и 2. Затем обмен репликами: «Буду рад услышать тебя
снова». «Мило с твоей стороны говорить это».— “I’ll
be glad to talk to you again.

” “It’s kind of you to say that.” Итак,
каждый в команде: 1) обдумывает / записывает свои обязанности, 2) говорит о
них, 3) слушает об обязанностях соседа, 4) говорит об услышанных обязанностях
партнеру напротив, 5) слушает об обязанностях соседа партнера, сидящего
напротив, чтобы сообщить о них всему классу, 6) записывает их.

 «Безусловно,
сингапурская методика  имеет немало достоинств:

1.                
Повышается
учебная и познавательная мотивация.

2.                
Снижается
уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в
решении каких-либо задач.

3.                
В
группе выше уровень обучаемости, эффективности усвоения и актуализации знаний.

4.                
Улучшается
психологический климат в классе.

 Однако
есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

1.                
Этой
методике  надо сначала научить. Для этого учитель должен найти  время на
обучение методики на уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа
бывает неэффективна.

Читайте также:  Модальный глагол must (have to) в английском языке: правила употребления, формы глагола, примеры

2.                
Организация
групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

3.                
При
непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться
результатами труда более сильных одноклассников.

4.                
Разделение
на группы может проходить непросто, даже драматично». [1]

Применяя
в своей педагогической деятельности структуры Кагана я пришла к выводу, что
элементы сингапурской системы обучения могут внести разнообразие в процесс обучения.

Многое будет зависеть от профессионализма учителя и его умения найти правильное
применение этим методикам. У учеников развиваются коммуникативные качества,
креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.

Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную
игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.

Список
литературы

1.Амбарцумова
А.П. «Методика формирования коммуникативных
компетенций на основе применения сингапурских обучающих структур», «Ярмарка
инноваций в образовании — 2016»,
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/04/18/pk-4-3-tehnologii-obucheniya

2.
Ялышева
А. А «Сингапурская» методика обучения. Из опыта работы учителя английского
языка»,
https://ppt-online.org/138024

3.
Конференции по кооперативному обучению и обучению в сотрудничестве, 21-25 июня,
Сингапур, 2004 год: https://kpfu.ru/elabuga/trenery-iz-singapura-proveli-seminar-dlya-71913.html

Скачано с www.znanio.ru

"Сингапурская" методика обучения на уроках английского языка

«Сингапурская» методика обучения

Основные понятия обучающих структур

ДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts) — «запишите мысли» — обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

  • ЗУМ ИН (Zoom In) — «увеличивать» — обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определенной теме.
  • ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ (Inside-Outside Circle) — «внутренний и внешний круг» — обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.
  • КЛОК БАДДИС (Clock buddies) — «друзья по часам (времени)» — обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.
  • КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ (Connect-Extend-Challenge) — «связать расширить — продумать» — обучающая структура, помогающая РАСШИРИТЬ (углубить) знания по теме, СВЯЗЫВАЯ их с предыдущим опытом и ПРОДУМЫВАЯ возможные ТРУДНОСТИ.
  • КОНЭРС (Corners) — «углы» — обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.
  • КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz-Quiz-Trade) — «опроси-опроси-обменяйся карточками» — обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.
  • МИКС ПЭА ШЭА (Mix Pair Share) — обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов).
  • МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) — обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (Frayer Model) — обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).

МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat) — инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

  1. ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ (Learning Structures) — техники и формы организации обучения, выполняемые по определенному алгоритму.
  2. ПАЙС (PIES) — английская аббревиатура заглавных букв четырех принципов, необходимых для успешной работы в команде (Кооперативное обучение).
  3. РАУНД РОБИН
  4. • СИНГЛ РАУНД РОБИН (Single Round Robin или Round Robin) — «однократный раунд робин» — обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.
  5. • КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (Continuous Round Robin) «продолжительный раунд робин» — обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.
  6. • ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) — «раунд робин в течение определенного времени» — обучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.

• ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round Robin) — «подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.

  • • ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin) — «все пишут раунд робин» — обучающая структура, в которой ученики по одному ЗАЧИТЫВАЮТ свои ответы по кругу, а ВСЕ остальные ученики ЗАПИСЫВАЮТ новые идеи на своих листках.
  • РАУНД ТЭЙБЛ (Round Table) — обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.
  • РАФТ (RAFT) — Роль-Аудитория-Форма-Тема — более структурированный вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории (для которой готовится продукт), формы выполнения и темы задания, определенные учителем.
  • РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) — обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.
  • РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (Rally Table) — обучающая структура, в которой два участника поочередно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги.
  • СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (Simultaneous Rally Table) — «одновременный релли тейбл» — обучающая структура, в которой 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу.
  • СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (Simultaneous Round Table) — «одновременный раунд тейбл» — обучающая структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.
  • СТЁ ЗЕ КЛАСС (Stir the Class) — «перемешай класс» — обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.
  • ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) — обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.
  • ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe) — «крестики-нолики» — обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.
  • ТИМБИЛДИНГ (Teambuilding) — совокупность структур, применяемых для командообразования и сплочения команды из 4 человек.

ТИМ ЧИР (Team Cheer) — кричалка, девиз. ТИМ ЧИР — это короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

  1. ТЭЙК ОФ — ТАЧ ДАУН (Take off — Touch down) — «встать — сесть» — обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.
  2. ФАСИЛИТАТОР (Facilitator) — помощник; человек, который направляет, облегчает работу.
  3. ФО БОКС СИНЕКТИКС РЕВЬЮ (Four-Box Synectics Review) — структура, помогающая рассмотреть какую-либо тему/концепцию с разных сторон (не имеющих отношение к изучаемой теме) путем составления аналогий.
  4. ХАЙ ФАИВ (High Five) — дословно «дай пять» SAM 0952 — сигнал тишины и привлечения внимания.

ЭЙ АР ГАЙД (Anticipation-Reaction Guide «Руководство предположения/реакции») — обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.)

Использование сингапурской методики на уроках английского языка

Использование сингапурской методики преподавания

в иноязычном обучении.

Симченко О.В.

  • учитель английского языка
  • МБОУ «СОШ №2» г. Ивантеевка
  • Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализация его идей требуют принципиально нового подхода к организации образовательного процесса, так как образовательные стандарты второго поколения определяют качественно новые положения о целях, содержании образования, требованиях к результатам освоения и условиям реализации образовательных программ [1].
  • Приоритетная цель современного российского образования — полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика [1].

На уроках иностранных языков большое внимание уделяется технологиям обучения.

Учителю иностранного языка необходимо создать условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков, развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты.

Существуют технологии активации обучения, которые способствуют развитию творческих способностей, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активировать мышление. Они также способствуют преодолению стереотипов в обучении и выработке новых подходов к профессиональным ситуациям.

Согласно ФГОС основными критериями качественного образования становятся социальные и личные результаты учащегося, то есть его готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. В этих условиях иностранный язык перестает быть только школьным предметом, а превращается в инструмент познания и социализации, в средство, обеспечивающее креативную деятельность, жизнедеятельность и безопасность граждан.

Урок иностранного языка – это всегда комплексный урок, направленный на достижение не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов. Триада «материалы – технология — учитель» составляет основу для успешной реализации личностных результатов.

Задача учителя иностранного языка — это формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [2].

В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать.

Все наибольшее распространение получает Сингапурская методика обучения. Это методика менеджмента и управления учебным процессом, дающая такой инструмент, как обучающие структуры. Она не дает методические знания по предмету. Методическое содержание для конкретного предмета является  задачей учителя.

В основе Сингапурской методики — кооперативное, или совместное, обучение (Cooperative Learning).

Кооперативное обучение основано на идеях, появившихся в начале прошлого века, и получивших развитие у таких философов и психологов как Курт Леви́н, Джон Дьюи, Мортон Дойтш, Жан Пиаже, Лев Выготский [3].

В отечественной педагогике к понятию «кооперативное обучение» наиболее близки понятия «педагогика сотрудничества» и коллективные групповые формы работы (КСО). К проблеме сотрудничества в разное время обращались: В.К. Дьяченко, Б.Таль, Е.С. Полат, Е.И. Пассова, Е.Г. Иванова [6].

Выявлены общие принципы Сингапурской методики:

  • равные возможности для индивидуальной работы, и ответа в паре или группе;
  • графические схемы для визуализации очередности ответов, мнений и понятий;
  • обеспечение сменного состава пар и групп;
  • использование речевых клише;
  • возможность услышать разные точки зрения, и сверить правильность ответов.

В Сингапурской методике насчитывают около 250 структур. Наиболее распространенными обучающими структурами данной методики  на уроке английского языка являются Jot Thoughts, Continuous Round Robin, Similtanious Round Table, Single Round Robin, Tic-Tac-Toe, Rally Robin, Teambuilding, Round Robin, Think Write Round Robin, Timed Round Robin, Clockbuddies, Stir The Class [4].

Структура Inside Сircle-Outside Сircle 

Учащиеся должны сформировать два круга – внешний и внутренний. Партнеры по кругу должны встать лицом друг к другу. Учитель называет какое-нибудь число, например «3», данное число обозначает количество шагов, которые должны сделать дети внешнего друга по часовой стрелке. В результате, обучающийся оказывается лицом к лицу с новым партнером.

Структура Guess the Fib

Во время проведения данной структуры дети сидят за партами по четыре человека. Каждый должен написать три утверждения о себе: два правдивых, в которые трудно поверить и одно — правдоподобную ложь. На команду учитель раздает по три желтые карточки с номерами 1, 2, 3. Затем один человек из любой команды читает все свои утверждения всему классу.

Все команды, обсудив какое утверждение, может быть неверным, приходят к единому мнению и поднимают карточку с необходимой цифрой. Если не смогли прийти к консенсусу, то команда не поднимает карточку. Если угадали правильно, то тот, кто дал утверждения, должен встать и поаплодировать командам, давшим правильный ответ.

Если неправильно, то команды, которые ошиблись, встают и аплодируют тому, кто дал утверждения.

Структура Blind Sequencing

  • Дети поровну между собой делят карточки с частями одной общей картины. Каждый по очереди описывает, что изображено на его карточке, остальные терпеливо должны выслушать до конца. Они не должны показывать свои карточки друг другу. Затем обучающиеся по очереди кладут карточки лицевой стороной вниз в необходимом порядке. Выложив все карточки и убедившись, что все согласны с данной расстановкой, карточки переворачивают с лицевой стороной вверх. Если сделано все правильно, то команда поздравляет себя, если нет, то вводятся необходимые коррективы.

Что дает использование структуры «Teambuilding»?

  • полное вовлечение всех обучаемых,
  • равное участие,
  • учет всех типов/стилей обучения: визуалов (графическое распределение информации), аудиалов (прослушивание), кинестетиков (складывание листа, жесты).

Обычная работа на уроке — ответ на вопрос учителя, благодаря структуре, становиться работой, вовлекающей учеников в активное взаимодействие друг с другом, где каждый осознает себя частью команды и коллектива.

Например:

  1. Все обучаемые [1 минуту] обдумывают, или записывают свои обязанности по дому в виде списка.
  2. Ученики складывают чистый лист бумаги так, что образуются три треугольника  в верхней части (как будто вы начинаете делать самолетик), и два длинных узких прямоугольника в нижней. На двух крайних треугольниках и одном нижнем прямоугольнике проставляются цифры 1, 2, 3.  Центральный треугольник подписывается «Everybody» (15-30 сек)
  3. Каждый проговаривает свои обязанности по кругу, остальные участники группы знаком (большой палец вверх, вниз) показывают, выполняют ли они такую же работу. Если все участники команды поднимают большой палей вверх, то предложение записывается в центральный треугольник (все). Если выполняют трое – в часть под номером 3, двое —  во второй треугольник и т.д. [1 минута]

4. Фронтальная работа, учитель спрашивает, в какой команде есть предложение в первом (втором, центральном) треугольнике и просит одного из участников группы сообщить всему классу: «Один (двое, трое) из нас….(поливают цветы)». Учитель корректирует предложения при необходимости.  Ученики могут исправить свои ошибки, если их заметили (1мин).

5. Выбор слогана команды, исходя из общих предложений, [1 минута] Вся работа займет также, около пяти минут.

Структура Round Robin имеет четыре вариации:

1.        Single Round Robin — Каждый по очереди дает краткий ответ, проделывается эта процедура только один круг (например, назвать любимый цвет).

2.        Continious Round Robin — Каждый по очереди дает краткий ответ, проделывается эта процедура несколько кругов (например, назвать планеты или месяца).

3.        Timed Round Robin — После обдумывания каждый по очереди дает развернутый ответ в течение определенного времени (например, расскажите про самый счастливый день в вашей жизни).

4.        All Write Round Robin — Один из команды отвечает, остальные 3 участника записывают ответ (например, назовите страны Европы).

Алгоритм работы по структуре «Rally Robin». Шаг 1.

  1. Все обучаемые в течение 5 минут обдумывают и записывают задание. Используется таймер.
  2. Учитель объявляет, что теперь у каждого будет 30 секунд, чтобы рассказать о любимой книге партнеру «по плечу», то есть сидящему рядом. Пусть учащиеся не читают ответ со своего листа, а рассказывают.
  3. По окончании времени, попросите партнера В сказать своему напарнику: «Было очень интересно тебя слушать». Партнер А ответит «Thank you».
  4. Попросите нескольких учащихся В сказать всему классу то, что они услышали. Не забывайте этот момент фронтальной работы, иначе ребята решат, что слушать не обязательно.
  5. Теперь очередь 30 секунд говорить ученику В.  Когда он расскажет, партнер А скажет ему:  «Мне понравилось слушать тебя». Пусть несколько учеников А по желанию, или вашему выбору, скажут всему классу, о чем рассказал В.
  6. Дальше ученики А и В, под №1 и №2 в команде, сообщают партнёрам «по лицу», информацию друг о друге в третьем лице. Через 30 секунд, когда рассказ закончится, №3 и №4 скажут им: «Я бы хотел послушать тебя еще». Ученики №1 и№2 ответят: «Мне было приятно тебе рассказывать о своем товарище».
  7. Попросим одного-двух учеников под №3 или №4 рассказать всему классу, о чем они услышали.
  8. Очередь А и В под №3 и №4 рассказать друг о друге ученикам №1 и №2. Ставим таймер на 30 секунд, Затем обмен репликами: «Буду рад услышать тебя снова» — «Мило с твоей стороны говорить это» “I’ll be glad to talk to you again” – “It’s kind of you to say that”
  9.  В дополнении, можно дать задание записать какие книги нравятся ученику в команде, сидящему наискосок (о ком они слушали от партнера по лицу на шаге 7)

Результат работы по структуре «Rally Robin».

Каждый в команде:

  1. обдумывает и записывает, какие книги ему нравятся, и кратко описывает свою любимую книгу (5мин);
  2. рассказывает то, что записал (30 сек);
  3. слушает рассказ соседа и благодарит его за рассказ (1 мин+1мин);
  4. говорит о любимой книге соседа партнеру напротив (30 сек);
  5. слушает о предпочтениях соседа партнера, сидящего напротив, и записывает их (3 мин).     Итого около 10 минут.

Что дает использование структуры «Rally Robin»:

  • полное вовлечение всех обучаемых в учебную деятельность
  • равное участие;
  • возможность освоения учащимися правил речевого; поведения, использования речевых клише;
  • создание ситуации для развития умения слушать.

Алгоритм работы по структуре «Round Robin». Шаги 1-2.

  1. Все обучаемые в течение 2 минут обдумывают и записывают задание. Используется таймер.
  2. Учитель объявляет, что теперь у каждого из четырех участников команды, сидящих вместе, будет 15 секунд, чтобы сказать, где бы они хотели отпраздновать Рождество, трем остальным. Скажите, что нежелательно читать ответ с листа, следует рассказывать. Начинает участник под номером 1, включатся таймер.
  3. Через 15 секунд, попросите учеников, сидящих под номером №4 встать (чтобы они точно знали, кто должен говорить), и сказать только что ответившему №1: «Было очень интересно тебя слушать». Пусть №1 скажет «Thank you» в ответ.
  4. Рефлексия, чтобы научить ребят слушать друг друга! Попросите тех, кто слушал, сказать всему классу то, что они услышали. Можно спросить желающих, или по одному человеку из каждой команды.
  5. Затем очередь говорить ученику под номером 2, которому через 15 секунд ученик под №1 скажет: «Мне понравилось слушать тебя» и услышит спасибо в ответ, а кто-то из команды скажет всему классу, о чем рассказал ученик под №2.
  6. Такие же действия проделывают ученики под №3 ,с репликой от  №2: «Я бы хотел еще тебя послушать», например, …
  7. …и под №4 ,с репликой от ученика под №3: «Буду рад услышать тебя снова».
  1. Как контролировать правильность ответов, когда несколько человек говорят одновременно, и как их оценивать?
  2. Обучающие структуры контролируют участие, взаимное уважение и общую вовлеченность.
  3. Что же делать с отметками?
  • учащиеся пишут свои ответы в начале работы по структуре;
  • на одном из последующих этапов они записывают информацию, услышанную от партнера;
  • в конце урока учащихся ставят себе отметку за работу;
  • учитель собирает письменные работы и сравнивает самооценку с правильностью выполненных заданий.

Важно объяснить критерии оценивания (например, не менее 3х предложений), и то, что правильность написания будет учитываться. Учащиеся должны понимать, что нужно внимательно слушать друг друга, особенно ответы всему классу, когда учитель поправляет ошибки. Пусть они знают, что могут исправлять и свои ошибки, и помочь в исправлении ошибок товарищу.

Из практики: Когда ученики знают, что их самооценка подтверждается учителем, перед тем, как отметка будет выставлена в журнал, они оценивают себя даже строже, чем сам учитель.

Использование Сингапурской методики

  • Не предполагает полный отказ от традиционного подхода. Можно использовать одну из обучающих структур на любом этапе урока.
  • Обеспечивает полную вовлеченность всех обучаемых в учебную деятельность;
  • Обеспечивает социализацию;
  • Дает возможность создать комфортную, дружелюбную атмосферу;
  • Позволяет провести урок в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Отвечает требованиям всех стилей обучения.

Список литературы

  1.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/01/17/obrazovanie-site-dok.html 
  2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы — (Стандарты второго поколения) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628
  3. Jeanie M. Dotson. Cooperative Learning Structures Can Increase Student Achievement/ Culminating Project —  Kagan Online Magazine, Winter 2001,http://www.kaganonline.com/free_articles/research_and_rationale/311/Cooperative-Learning-Structures-Can-Increase-Student-Achievement
  4. MG Mitchell. Group Investigation as a Cooperative Learning Strategy: An Integrated Analysis of the Literature / H. Montgomery, M. Holder,  D. Stuar. — The Alberta Journal of Educational Research: Vol. 54, No. 4, 388-395, ‎2008
  5. Дэвид В.Джонсон, Роджер Т.Джонсон, Карл А.Смит. Кооперативное обучения возвращается в колледж. — http://charko.narod.ru/tekst/sb_ref_2001/05_cooperl2.pdf  
  6. Крузе-Брукс О.А. Историко-педагогические предпосылки становления учебной кооперации в образовательном процессе. —  Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, http://www.rusnauka.com/13.DNI_2007/Istoria/21261.doc.htm

«Расскажите мне про Сингапур»: сингапурская методика преподавания

Попытки внедрять сингапурскую методику в российские школы начались в 2011 году с республики Татарстан и продолжаются до сих пор. Учителя не остались равнодушными от ярых поклонников до резких критиков новой системы. Разберемся подробнее, что из себя представляет эта методика.

Она в корне отличается от традиционного преподавания таких предметов, как история, биология, физика, литература.

В моих школьных воспоминаниях урок истории в старших классах проходил так: интересная лекция педагога, краткое конспектирование, зубрежка дат и фамилий дома, пересказ лекции на следующем уроке. Подобным образом проходило обучение и другим предметам.

Никто не спрашивал моего личного отношения к историческим событиям или поведению героев романа, это не обсуждалось. По принципам сингапурской методики, преподаватель отступает на задний план и выступает как фасилитатор процесса обучения.

Дети работают в группах по четыре человека, вместе осваивают материал и обсуждают его. В этой системе мне бы не хватало красочных рассказов педагогов, увлеченных своим предметов, однако идея парных обсуждений и большей самостоятельности звучит интересно.

Для уроков английского языка сингапурская модель обучения более привычна. Даже в советское время использовался режим “пары” — составить диалог и прочитать его по ролям, ролевые игры, ситуации и так далее.

Коммуникативная методика предполагает примерно 70% времени работы в парах: на этапе guided discovery, контролируемой и свободной практике, предвосхищение событий, обсуждение прочитанного и услышанного.

Преподаватели используют проектную методику с целью развития самостоятельности студентов и элементы перевернутого класса.

В чем новизна метода?

Действительно ли сингапурская методика, которая вызвала столько шума в российской системе образования, принципиально нова?
Как известно, новое — хорошо забытое старое.

В основе лежит система обучения Спенсера Кагана cooperative learning, по которой работают некоторые частные языковые школы, элементы социоигровой методики Букатова и Ершова.

Так что методисты Сингапура лишь переработали имеющийся опыт, добавив некоторые англоязычные термины и другие нововведения.

Некоторые принципы метода

Основоположники метода выделяют такие принципы:

1. Работа учащихся в группах по четыре человека, что позволяет задействовать всех учеников класса, а не только самых активных. Примеры некоторых структур:

  • hi five — приём концентрации внимания. Студенты трудятся в шумной обстановке, потому что активно обсуждают материал. При поднятии руки преподавателя ладонью вверх, учащиеся делают то же самое. Даже, если кто-то из группы не посмотрел на преподавателя, то он видит поднятую руку участника своей команды.;
  • clock buddies — команда выполняет задание на определенное время, потом состав меняется;
  • tic-tac-toe — участники составляют предложения с необходимыми словами;
  • corners — учащиеся подходят к углу на выбор и совместно вспоминают изученный материал;
  • simultaneous round table — ученики одновременно выполняют задание, а потом передают друг другу на проверку.;
  • mix pair share — образование случайных пар под музыку для выполнения какого-либо задания;

2. Ученики совместно изучают новый материал и закрепляют его, что позволяет им развивать самостоятельность, критическое мышление, креативность и командную работу.

3. На уроке активно используются гаджеты: ноутбуки, планшеты, смартфоны.

Посмотрите видео от Edutopia об обучении в Сингапуре:

Почему некоторым педагогам и ученикам трудно принять эту модель?

Методика содержит много игровых моментов, что делает урок увлекательным. Но всё должно быть в меру. Эту модель будет трудно воспринимать интровертам, которые любят работать в одиночку.

Дети учатся работать в команде, но они привыкают делить ответственность с кем-то еще, а не брать ее на себя полностью. Будучи trainee на CELTA, где, по моему мнению, было небольшое злоупотребление парной работой, мне хотелось хотя бы одно из 10 заданий выполнить самостоятельно.

Даже не потому что я люблю работать в одиночку, а потому что мне хотелось похвалиться своими индивидуальными достижениями и нести ответственность за свой выбор. На уроке взаимодействие в парах снижает стресс и помогает подготовиться лучше, а также вовлечь всех студентов в обсуждение.

Однако, периодически необходимо создавать некоторые стрессовые условия, например, неподготовленный монолог на 1-2 минуты.

Я однажды задала тренеру вопрос: “А если иностранный коллега попросит моего студента рассказать в течение минуты о продукте или сервисе перед всем топ-менеджментом, у него же не будет возможности подготовиться в паре? Какой стресс он тогда испытает? Несоизмеримый со стрессом неподготовленного ответа в классе”.

Возможно, периодическое более активное вмешательство педагога — не так уж и плохо. Несмотря на student-centered lesson преподаватель остается идейным вдохновителем на занятии. Учитель способен мотивировать учеников намного лучше, чем фразы, развешенные на стенах. Также, не все студенты любят постоянную “исследовательскую” работу.

Для баланса активностей интересно выстроенная лекция с элементами вовлечения учащихся также будет востребованной в гуманитарных предметах.
Необходимо учитывать культурные и исторические аспекты. Жест hi five, который является поднятием руки, у некоторых отечественных педагогов ассоциируется с жестом нацистской Германии.

Поэтому вызвал негодование.

В 21 веке подход к обучению изменился, как изменились и навыки, которые требуются для компетентных специалистов в современном мире. Поэтому отрицать активность и самостоятельность учеников, не использовать игровые методы на уроке — неправильно. Эффективно работает баланс элементов разнообразных методов, а не слепое копирование одного метода зарубежной системы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector