Нестандартные материалы для развития навыков английского слушания

Опыт применения технологии развития творческого мышления на уроках английского языка

Авторы: Минхаирова Гузель Газизовна, Сафина Ландыш Рафаэлевна, Чуваева Людмила Анатольевна

Формирование самостоятельной, творческой личности, которая востребована и может самореализоваться в любой сфере жизнедеятельности, всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. Следует отметить, что языковое образование занимает важное место в жизни общества.

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла.

Однако трудностей на пути овладения языком, особенно в массовой школе, не убавилось. Изучение иностранного языка нацелено на развитие гармоничной личности, готовой к межкультурной коммуникации. Таким образом, урок иностранного языка – неотъемлемая часть школьного образования.

Обратите внимание

Перед учителем поставлена непростая задача – научить учащихся критически мыслить при обучении иностранному языку.

В то же время одним из наиболее эффективных инструментов формирования критического мышления учащихся является изучение иностранного языка.

Языковое образование по своей сути есть процесс движения от цели к результату, тот «мостик», который позволяет перейти от этапа накопления знаний к этапу свободного применения их в разнообразной деятельности.

Современные тенденции обучения языкам предполагают развитие навыков и выработку умений пользования языком, а не приобретение и накопление определенной суммы грамматических правил и лексики.

Основу владения языком составляют готовность и умение человека анализировать и оценивать ситуации общения, все детерминирующие их факторы и принимать адекватное им решение относительно речевого поведения.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих формирование «мышления оценочного, рефлексивного», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированного и логического мышления, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Критическое мышление – это сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения, формированием собственных позиций. Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; это умение ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Творчество предполагает новое видение действительности, преодоление штампов и стереотипов, готовность к отказу от привычных схем и способов работы, стандартов поведения и мышления.

В этих условиях чрезвычайно актуализируется построение педагогических систем, создающих необходимые предпосылки для раскрытия креативности школьника. На уроках развития творческого воображения дети овладевают простейшими алгоритмами решения творческих задач.

Важно

Дети отличаются раскованностью, оригинальностью мышления, готовностью к творчеству. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам).

Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

Развитие критического мышления на этапе речевой зарядки и рефлексии. Большую роль в преподавании иностранного языка играет речевая зарядка. Целью речевой зарядки является

– отработка употребления в речи отдельных грамматических явлений, типичных для устной речи,

– подготовить учащихся к беседе по предложенным темам.

Речевая зарядка проводится учителем в начале урока. Учащиеся, таким образом, получают материал и для восприятия речи на слух и для говорения. В ходе такой зарядки в классе с первых минут урока создается языковая среда, причем все учащиеся занимаются речевой деятельностью.

На данном этапе урока можно применять синквейн – форма работы, которая способствует творческому развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить.

Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева).

Это стихотворение состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Такие стихи можно составлять на отдельные звуки, слова, грамматические конструкции и т. д. После написания такого стихотворения можно его отработать хором. Кроме того, синквейн – универсальная форма, которая может быть использована и на этапе рефлексии. «Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого словарного запаса Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Работа может быть организована как индивидуально, так и в парах.

Развитие критического мышления при активизации лексики. Активизация лексики по различным темам может продолжаться и на всех остальных этапах урока. И в этом нам помогают методы ТРИЗ. Они способствуют решению нетрадиционных задач. Эти методы учат школьников мыслить, и они могут быть применены на разных стадиях (блоках).

Для лучшего усвоения лексики, развития навыков монологической речи на основе текста применяются различные способы. Итак, тема « Охрана окружающей среды» Необходимо научить лексике, умению читать введенную лексику, понимать речь, общаться в диалоге.

Поставлена задача дать в системе необходимые лексические единицы для развития навыков устной речи, закрепить языковой материал и обогатить речь, сформировать на основе лексики языковые умения и навыки по теме. Чтобы научиться думать, надо научиться придумывать. Предлагается задание написать всю лексику для работы с темой.

Совет

Ставится проблема, а ребята в ходе ее решения лучше овладевают знаниями и учатся думать. WHAT is ECOLOGY? What does ecology consists of? Одна из составных экологии « Земля»

EARTH

Field Forest Rivers Seas Lakes Oceans Mountains
Insects Insects Water Animals Flowers Salt High
Flowers Trees Deep Salt Cold Deep Low
Bushes Flowers Bogs Pollute Log Warm Stone
Hum Hum Shore Wastes Frog Cold Waterfalls
Clover Snowdrops Hollow Seaweeds Grass Pollute Animals
Snowdrop Grass Water plants Fish Litter Fish Name of mountains

Отрабатывать лексику можно на основе текстов об экологической ситуации в мире, в России и на основе собранного материала о нашем городе.

Для удобства работы и успешного усвоения сложного материала класс делится на подгруппы или ребята сами группируются, и при этом практикуется разделение подгруппы на успешных и неуспешных.

В течение урока внимание и память учащихся меняются. На уроке ученики составляют чайнворд на тему «Food»

Cherryeasturniplumelonourishoneyoughurtinoodlemonadeatomatorangeggrapesugaradish

Такие чайнворды придумываются ко всем составляющим по теме « Экология»: продукты питания, предметы личной гигиены и товары первой необходимости и др. Продолжаем работу по закреплению лексики. ВЫБИРАЕМ НАУГАД 4 ОБЪЕКТА и к ним подбираем признаки.

sky Earth Atmosphere Home
clear clean poisoned nice
blue dirty clean comfortable
clean peaceful fresh pleasant
grey polluted dirty

А теперь попытаемся мысленно присоединить эти признаки к объекту «Экологическое состояние». При известной доле фантазии можно получить классную ЭКОЛОГИЮ.

Ecologyisclear, clean, blue, nice, notpolluted, notpoisoned ЭКОЛОГИЯ серая, грязная, зараженная нам не нужна. Часть лексики закрепляем с помощью метода СЕНЕКТИКИ. Применяю МЕТОД личной аналогии. Этот метод позволяет представить себя птичкой, рыбкой, морем, океаном, горой, животным или цветком. Принцип «КРУГИ на ВОДЕ» помогает пофантазировать. Берем любое длинное слово BIRDHOUSEи пишем его ВЕРТИКАЛЬНО и на каждую букву пишем слово горизонтально. Учащиеся составляют рассказ, но есть одно условие: слова не менять местами.

B I R D SI NROOFDOORHEDGEOPENUPSTAIRSSTAIREAGLE

Источник: https://open-lesson.net/856/

Как учить английский язык – слушание при изучении иностранного языка

Тематика статьи:

  • Английский Познавательное
Изучение английского языка включает несколько областей языковой компетенции: чтение, говорение, письмо, восприятие на слух, пр. Именно о восприятии на слух или «слушании» как об одном из наиболее эффективных инструментов изучения языка и пойдет речь.

Как известно, свой родной язык в раннем детстве мы осваиваем посредством многократного восприятия его на слух. Поэтому в дальнейшем у нас не возникает трудностей в произнесении того или иного слова или же при образовании словосочетаний, выражений и целых предложений.

Мы подсознательно знаем, какие слова сочетаются друг с другом, а какие – нет. Все это мы иногда называем чувством языка. Мы все не раз слышали или произносили фразу: «Не знаю, почему, но так сказать нельзя – не звучит как-то…».

Так, как же изучать английский язык при помощи этого действенного инструмента, именуемого СЛУШАНИЕ? Рассмотрим «детальное» и «фоновое» слушание.

Что следует помнить при подборе аудиоматериала – это, во-первых, уровень его сложности и объем, а во-вторых, материал должен быть озвучен носителем языка! На первых порах желательно выбирать простые отрывки с 80% и более знакомых слов длительностью от 1 до 2 минут или меньше (по мере вашего продвижения, время будет постепенно увеличиваться). Теперь, когда вы определились с тем, что слушать, рассмотрим, Как  это сделать с максимальной эффективностью:1.    Прослушайте материал два-три раза для понимания общего смысла, а также адаптации к темпу речи и произношению говорящего.2.    На втором этапе слушайте с паузами. Всякий раз, когда вы слышите незнакомое слово, остановите запись, выпишите слово или словосочетание с переводом и двигайтесь дальше. 3.    Когда все новые слова выписаны, прослушайте ещё раз, обращая особое внимание на слова из вашего списка, а также на контекст, в котором они употребляются. При необходимости, добавьте в свой список словосочетания с этими словами и те предложения, в которых они встречаются в тексте. Данная практика очень помогает расширить словарный запас и в последующем употреблять выученные слова правильно.4.    Теперь, когда вся кропотливая работа уже проделана, остается приятная, но ОЧЕНЬ важная часть – слушать проработанный вами отрывок снова и снова как можно чаще! Ведь пока вы просто хорошо знаете содержание услышанного и помните несколько новых оборотов. Но для того, чтобы полностью овладеть этими оборотами и свободно ими пользоваться в дальнейшем, нужно услышать их не один раз! Полезно также повторять услышанное вслух, что поможет вам приблизить собственное произношение к носителям языка.

К данному виду слушания можно отнести как последний этап детального слушания, когда вы слушаете хорошо знакомый отрывок, и единственной целью является многократное повторение и запоминание, так и прослушивание любой другой звучащей речи.

Это позволяет вам находиться в среде изучаемого языка, занимаясь при этом каким-либо другим делом (например, в машине по пути на работу, на пробежке, в очереди и пр.). Даже слушая «непроработанный» материал на английском языке, вы улавливаете мелодику языка, его ритм,  интонации, что благоприятно скажется на вашем произношении.

Обратите внимание

При неоднократном прослушивании, вы обнаружите, что общий смысл вам более или менее понятен, а о значении некоторых слов можно догадаться из контекста. Очень важным здесь является и то, Как вы слушаете.

Читайте также:  Описание на английском: narrative and descriptive essay

Если вы слышите новое слово, пропустите его и слушайте дальше! В противном случае, вы будете «застревать» на отдельных словах, что сделает ваше фоновое слушание похожим на машину в «пробке», нежели на приятное движение вперед.

Ведь основной целью является уловить общий смысл и получить удовольствие от понимания! При желании, в дальнейшем вы можете вернуться к прослушанному отрывку и детально проработать его.Итак, регулярное слушание  – это превосходная языковая среда, которая развивает в вас чувство изучаемого языка, навыки восприятия звучащей речи, грамотное употребление слов и словосочетаний даже при отсутствии непосредственного общения с носителями языка.

Источник: http://online-language.org/article/english-section/213-listening

Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. [1]

Система образования в целом направлена на развитие созидающего творческого воображения, а не фантазирования, что было бы существенней для развития личности. Поэтому имеющиеся у большинства людей задатки к фантазированию в процессе обучения зачастую исчезают.

В наши дни проблема формирования творческих способностей у школьников в процессе обучения иностранному языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных школ она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.

«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.

Креати́вность (от англ. create – создавать, творить) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем [2].

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности.

При деятельностном подходе в образовании человек, взаимодействуя с миром, строит сам себя, происходит саморазвитие, самоактуализация его личности [7]. Задачей учителя становится подтолкнуть ученика к такому саморазвитию, создать определенные условия и мотивацию к выполнению определенных заданий.

Важно

Огромную помощь в этом может оказать методика развития творческого воображения и творческих способностей. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление, любопытство и удовлетворил потребности в знаниях.

Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха.

Креативная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ, которая разработана кировскими специалистами, призвана обучить педагога технологиям, способствующим развитию творческих способностей учащихся.

НФТМ – непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей детей. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Цель данной системы – формирование творческой личности учащихся с учётом главных дидактических принципов НФТМ-ТРИЗ [3].

Подразделяя все факторы, определяющие успешность обучения иностранному языку, на методические, общепсихологические и индивидуально-психологические, исследователи считают мотивацию обучения важнейшим среди общепсихологических факторов.

Одна из тенденций развития человеческой цивилизации заключается в том, что каждая новая историческая эпоха выдвигает к психологии живущего в ней человека совершенно новые требования [6].

На протяжении большого отрезка существования человеческого общества творчество являлось уделом единиц, и эта ситуация удовлетворяла общественные структуры прошлого.

Современное технологическое общество движется по пути передачи функций рутинного мышления машинам, компьютерам, ожидая от человека мышления творческого, продуктивного.

Совет

Быть всезнающим никому не запрещено, но делать это совершенно необязательно, поскольку любая интересующая нас информация может быть получена за весьма короткий срок, благодаря компьютеру. От человека всё больше ожидается совсем другое, а именно – умение придумывать и создавать. Школа должна реагировать на эти изменяющиеся социальные условия: педагоги должны учить креативности точно так же, как и чтению, математике и другим предметам. Переориентация школы на обучение творчеству задача чрезвычайно трудоёмкая, а главное, выполнимая только учителями.

В общей структуре мотивации обычно выделяют основной мотив и частные мотивы. Частные мотивы – мотивы, возникающие во время самой учебной деятельности и, по мнению исследователей, обладающие наивысшей степенью педагогической активности.

Необходимо отметить, что эмоциональная привлекательность учебного процесса, способствует развитию у учащихся эпизодического интереса, несомненно, оказывает положительное влияние и на формирование устойчивого интереса к изучению иностранного языка, превращая положительные реакции в устойчивую потребность.

Е. Григоренко и Р. Стернберг предлагают 12 стратегий развития творческого потенциала, которые могут быть положены в основу обучения творческому мышлению в школе на любом учебном предмете. Используя эти стратегии, принципы, учитель не только сможет увеличить вероятность раскрытия творческого потенциала своих учеников, но и усилить креативное начало в самом себе. Основные принципы:

–     быть примером для подражания;

–     поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям;

–     разрешать делать ошибки;

–     поощрять разумный риск;

–     включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности;

–     проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность их применения;

–     поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;

–     поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;

–     предоставлять время для творческого мышления;

–     поощрять терпимость к неопределённости и непонятности;

–     подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности;

–     стимулировать дальнейшее развитие;

–     найти соответствие между творческой личностью и средой.

Необходимо отметить, что развитие творческих и изобретательных способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане. Вот простые приёмы, которые можно использовать в своей педагогической деятельности на уроках английского языка:

1 – творческая работа со стихами, песенками на начальном этапе обучения, их исполнение по ролям.

 Пример: класс хором поёт отрывок: «What is your name, what is your namе, now tell me please, what is your name?

Ученик: «My name is Janet, my name is Janet, my name is Janet, that’s my name» и т. д.

Обратите внимание

2 – творческий подход к диалогам. Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты.

Простейший диалог:

– Excuse me.

-Yes.

– Can you help me, please?

– Certainly.

– Thanks.

– Not at all.

3 – размышления над интересными цитатами: существует множество педагогических приемов и методов, цель которых усилить мотивацию изучения иностранного языка. У каждого педагога найдется немало примеров того, как можно заинтересовать учащихся, как сделать процесс обучения творческим, как раскрыть способности учащихся.

Очень часто авторы учебно-методических комплексов предлагают такие творческие задания, учитель, проанализировав возможности учеников, предлагает выполнить эту работу или придумать, переработать то или иное, что-то самое главное, чтобы с развитием у учащихся эпизодического интереса, формировался устойчивый интерес к изучению иностранного языка в целом.

Варианты заданий:

-обсуди с партнёром по парте, выскажи своё мнение;

-дискуссии в группах. Одна группа соглашается, другая – спорит. Выступают по очереди. На доске висят фразы согласия/ несогласия, что особенно важно для детей с более низким уровнем успешности.

4 – Проведение уроков рисования в 4-5 классах, посвящённых Рождеству, дню матери, Святого Валентина и др., на которых учащиеся красочно оформляют цветные открытки и валентинки, придумывают поздравления, затем выбираю самые оригинальные.

5 – Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеет и проектная работа, когда ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций по таким темам, как «Моя семья», «Политические деятели России», «Британские монархи», «Жизнь подростков в России», «Выдающиеся спортсмены нашей страны», «Чудеса света», «Елизавета Вторая» и т. д.[5]

6 – Нестандартные уроки:

 урок – инсценировка, на которых учащиеся обыгрывают сказки и произведения английских и американских писателей: «Золушка», «Алиса в стране чудес», «Красная Шапочка», «Принц и нищий» и т. д.

Важно, что ребята сами придумывают костюмы; урок – отчёт с концертом, проводимым обычно в конце года, на котором демонстрируется знание выученных за год песен, рифмовок и стихов.

[8]Ведущие- активные ученики, которые самостоятельно составляют сценарий, придумывают реплики по ходу концерта, т.е. исполняют роль конферансье. Они же готовят призы для участников;

 урок-путешествие в страну грамматики.

 Нестандартные уроки интересны для учащихся 5-6 классов, у которых ещё высока мотивация к изучению иностранного языка [9].

7- Использование творческих заданий на уроках английского языка актуальны в начальной школе:

– использование заданий на развитие образного воображения, творческого мышления («Придумать продолжение истории»);

-составление на уроках вопросов, поощряющих размышлять творчески – «представьте себе, предположите что, сочините, порассуждайте о…» и т. д.

Таким образом, все методы и приёмы, используемые в работе, способствуют развитию креативного мышления и творческих способностей учащихся. Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления [10].

Пример применения креативного урока английского языка.

Важно

Урок английского языка в 3 классе. (Учебно-методический комплект Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко ««Английский в фокусе» для общеобразовательных организаций»)

Тема урока: “Food” (breakfast and lunch);

Тип урока: Урок закрепления полученных знаний.

Цель урока:

1. Образовательная:

– тренировать и закреплять лексические и грамматические навыки по теме;

– тренировать произносительные навыки по теме;

– совершенствовать лексические и грамматические навыки по теме.

2. Развивающая:

– развивать умения письма;

– развивать умения говорения (монологическая и диалогическая речь);

– развивать умения аудирования;

– развивать память, логику, мышление;

– развивать творческие способности учащихся;

– формировать у учащихся умений реализации новых способов действия.

3. Воспитательная:

-способствовать воспитанию доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи, ответственности;

-воспитывать умение работать индивидуально, в паре, в группе;

-повышать мотивацию к изучению английского языка.

Планируемый результат (предметные умения):

1.правильно произносить лексические единицы по теме и целесообразно использовать их в заданной речевой ситуации;

Читайте также:  Top 10 способов развить языковую догадку в английском

2.различать грамматическую структуру повествовательного, вопросительного и отрицательного предложения в Present Simple.

3. воспринимать и реагировать на вопросы, используя краткий ответ (Yes, I do / No, I don’t);

4. вести диалог, используя лексический материал по теме «Еда», грамматический материал по теме Present Simple.

 УУД:

Личностные: формировать личностные качества учащихся необходимые во взаимоотношениях с одноклассниками; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, терпение, вежливость.

Коммуникативные: формировать умение слушать и вступать в диалог для поддержания учебно-деловой беседы.

Познавательные: уметь осознанно строить речевое высказывание с опорой на образец и без него, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников.

Совет

 Регулятивные: планирование своей деятельности в соответствии с целевой установкой; использовать речь для регуляции своего действия; моделировать ситуации поведения в классе.

Основные понятия:

Лексические единицы и фразы по теме «Еда». Грамматическая тема «Present Simple» (структура утвердительных, вопросительных, отрицательных предложений).

Меж предметные связи: русский язык, этика.

https://www.youtube.com/watch?v=FiGS2B1gY-s

Формы работы: Фонетическая и речевая зарядка.

Работа со схемами – опорами.

Фронтальный опрос;

Индивидуальная, парная, групповая работы.

Ресурсы:

аудиозапись (песенка про еду); схемы – опоры; интерактивная доска; смайлики из картона; коробка с изображениями продуктов; карточки со словами (буквы в неправильном порядке); костюмы для сценок; мяч; таблицы; тарелочки из картона.

Таблица

Этапы работы Содержание этапа
1. 1.Организационный этап урока Время Используемые ресурсы
Организационный момент (настрой на урок) 2 мин Желтые смайлики из картонаМешочек, содержащий изображения продуктов.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
Цель – настроить на общение на английском языке.Приветствие учащихся:-«Good morning, boys and girls! I’m very glad to see you. Sit down, please!”-“How are you today?”-“Show me your smiles!”-“Why? What’s wrong?”-“Cheer up! Show me the smiles on your faces!” Цель – включиться в иноязычное общение, отреагировав на реплику учителя согласно коммуникативной задаче.Ch: “Good morning, good morning, good morning to you! Good morning, good morning, I’m glad to see you!”Ch: показывают смайлики(если смайлик отрицательный)P1: «I’m ill”Учащиеся улыбаются. Коммуникативные:слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.Личностные: формировать чувство доброжелательности, приветливости.
2.Фонетическая и речевая зарядка 3 минуты
Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
Цель: тренировать произносительные навыки, настроить артикуляцию учащихся на английскую речь, развивать умения диалогической речи.T: «It’s time for lunch”.T: “Who is hungry?”T: “Are you hungry?”T: “I’ve got a magic sack” Цель: повторить за учеником и учителем фонетически правильно английские звуки и слова.(bread, honey, milk, egg, orange, fish, pizza, soup, chicken, salad)P1: I’m hungry.P2: No, I’m not hungry.Каждый из учеников достает из мешочка картинку (еда).P: soupВсем классом: soup.Работа в паре:

Источник: https://e-koncept.ru/2015/45120.htm

«Формирование навыков устной речи на уроках английского языка»

«Формирование навыков устной речи на уроках английского языка»

Котова Виктория Викторовна, учитель английского языка МОУ «СОШ№55» города Саратова.

В данной статье рассматриваются различные методы работы, направленные на формирование навыков устной речи на уроках английского языка.

В наши дни речевое общение на иностранном языке является неотъемлемой частью и потребностью современной жизни. Таким образом, обучение говорению является первоочередной задачей на уроках иностранного языка. Для их формирования необходимо использовать специальные интерактивные упражнения и задания, направленные на диалогическое общение и формирование монологических навыков и умений.

Существуют различные виды взаимодействия в устной речи: передача информации от одного участника к другому, комбинирование информации, известной разным участникам, сотрудничество учащихся в выработке единой цели. В практической работе можно использовать задания, содержащие «отсутствие информации» ( information gap).

Эти упражнения могут иметь различные виды: picture gap ( с помощью вопросов найти разницу), text gap (восстановить пропущенную информацию в тексте), knowledge gap ( восстановить информацию, которая есть у другого учащегося).

Использование интерактивных методов на уроке зависит от цели занятия и уровня подготовленности учеников.

Предлагаю рассмотреть некоторые методы интерактивного взаимодействия которые необходимо применять на уроках иностранного языка для формирования навыков устной речи.

«ПОПС – формула» (позиция – обоснование – пример – следствие). Этот прием помогает развивать у учащихся способность формулировать свои мысли, а также представлять свое мнение в краткой форме.

При использовании данного метода учителю необходимо мотивировать учащихся на вовлечение в общение всех учащихся даже слабоуспевающих и стеснительных, акцентировать внимание учащихся на использование в своей речи различных лексических клише для выражения своего мнения: «I believe, I strongly believe, I consider, etc».

В процессе работы в малых группах, учащиеся выслушивают различные точки зрения на представленную проблему, учатся отстаивать свое мнение, находить и приводить аргументы в пользу своего взгляда на проблему.

Обратите внимание

Для выражения противоположной точки зрения  учащиеся следует  использовать лексические клише, типа «I see your point of view, but…, I can’t fully agree with you here, I strongly disagree with you, I think you are absolutely wrong».

 «Метод кейсов» (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case -study, метод конкретных ситуаций) — описание реальных ситуаций. Обучающимся необходимо проанализировать ситуацию, понять суть проблемы, предложить возможные варианты ее решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.

Кейс-метод или кейс – технологии (обучение на примере конкретных случаев) – традиционно применяется в обучении устной речи. Суть данного способа обучения состоит в том, что ученики погружаются в конкретные жизненные ситуации.

Условные ситуации помогают лучше моделировать реальные ситуации общения, охватывать различные типы речевого поведения, способствовать обогащению социального опыта учащихся за счёт  расширения проигрываемых ролей.

Условную ситуацию можно создать с помощью речевой установки.

Рассмотрим кейс – метод по теме «A birthday party in an average family». Задания для учащихся могут быть следующими:

1) decide on the menu for a party;

2) discuss the shopping list for food you need to buy for the menu (what you need, how much and where you can buy it);

3)cook a special dish for this special occasion in your family (your own choice of the dish). Give the ingredients and explain how to cook it.

«Аквариум» – форма диалога, когда учащимся предлагают обсудить проблему. Выбираются учащиеся, которые будут вести диалог по заданной теме. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название – аквариум.

Этот прием дает учащимся возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее.

«Аквариум» – это мини – спектакль, в котором зрители являются наблюдателями, экспертами, критиками и аналитиками. Несколько учеников разыгрывают ситуацию, а остальные наблюдают и анализируют. Данный метод может применяться в изучении таких тем как: «эмоции», «черты характера».

Учитель предлагает «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор в магазине, в кинотеатре и т.п. . Задача учеников, представляющих ситуацию( разыгрывающих диалог) – передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей – заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались.

Эмоциональные роли предлагает сам учитель, естественно, втайне от зрителей, например: «вы оптимист, на все реагируете с улыбкой.

«Метод проектов» является неотъемлемой частью образовательного процесса, вместе с тем позволяет вовлечь учащихся в познавательный процесс и создать на уроке творческую атмосферу.

Главная цель проекта заключается в том, чтобы переключить учащихся с различного вида упражнений на активную речевую деятельность учащихся, которая требует овладение и применение определенных языковых средств.

Важно

Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб.

При формировании групп, работающих над проектом, учителю необходимо учитывать психологическую составляющую группы, распределить учащихся по степени их обученности, взять на себя роль координатора, чтобы организовать работу в группе. Каждый участник проекта получает самостоятельный участок работы в проекте.

Работая над проектными заданиями, учащиеся развивают умение творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

Учащиеся знакомятся с проектным заданием в самом начале изучения темы, тогда вся работа в цикле будет проходить осознанно и нацелена на реализацию проекта и конечный продукт. Итогом работы над темой проекта может стать рекламный плакат, буклет, афиша и т.п. которые отражают самое существенное в содержании темы.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки обучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Интерактивные методы обучения, применяемые на уроках иностранного языка, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышению мотивации к изучению иностранного языка, и соответственно, повышению качества обучения.

Источник: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-navykov-ustnoi-riechi-na-urokakh-ang.html

Эффективные методы и приемы на уроках английского языка в начальной школе

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна.

Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организации образовательного процесса иностранному языку играет мотивация учения.

Она способствует активации мышления, вызывает интерес к выполнению того или иного упражнения. Интерес является главной движущей силой познавательной деятельности.

Совет

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.

Использование разнообразных нестандартных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, создание более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Именно поэтому все чаще на занятиях предпочтение отдается активным методам обучения.

Первоочередным условием повышения интереса к предмету “Иностранный язык” является формирование коммуникативной мотивации.

Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

доброжелательная обстановка на уроке;

положительный эмоциональный климат;

доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.

Для развития познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка могут быть использованы различные методы и приёмы, в число которых входят :

*нестандартные формы проведения уроков,

*неделя иностранных языков,

*олимпиады по языку,

*необычные формы предъявления изучаемого материала,

*внеурочная работа по предмету, то есть использование активных методов обучения.

Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка представляется важным аспектом деятельности учителя.

Почему же так важно создание ситуации успеха? Отвечая успешно, соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога, ученик испытывает положительные эмоции.

Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата. Соответственно,

задача учителя – стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Используемые на уроке упражнения такого характера можно объединить в следующие группы:
1) Упражнения, формирующие уважительные отношения между учащимися в группе: познакомиться, узнать цели и задачи каждого при работе в группе, создать атмосферу доверия, развивать внимание, формировать интерес к партнерам в группе, мотивировать на дальнейшее совместное обучение
2) Упражнения, помогающие сплочению: создают благоприятную атмосферу для групповой (командной) работы, вырабатывают чувство коллективизма, создают условия для чувства эмоциональной поддержки, развивают самосознание учащихся, ответственность за свою работу в группе и работу группы как единой сплоченной команды
3) Упражнения, развивающие способность к адекватному восприятию, пониманию партнера: позволяют узнать особенности других людей, научиться понимать эмоциональное состояние, преодолеть неприятие, научиться владеть средствами вербального  и невербального общения
4) Упражнения, развивающие коммуникативные навыки. Использование этой группы упражнений позволяет преодолеть барьеры в общении, развивать навыки публичных выступлений, навыки выражения и аргументирования собственного мнения
5) Упражнения,  позволяющие формировать рефлексивные навыки.

1) Что со мной произошло

Читайте также:  Английские падежи — правила падежей английского языка

Учащиеся коротко в 3 предложениях рассказывают друг другу о том, какие интересные события в их жизни произошли накануне. Затем, меняясь в парами, пересказывают друг другу услышанное. Тренируются грамматические и лексические структуры, внимательность, память.

2) Печатная машинка

Распределить среди учащихся группы  карточки с буквами алфавита. Предложить «напечатать» слова , поднимая в определенной очередности карточки. Для упражнения целесообразно брать активную лексику урока. Обучает взаимодействию, тренирует способность быстро реагировать, помогает запомнить написание слов

3) Счетная машинка

Задание похоже на игру «Печатная машинка», но  с использование карточек с цифрами

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка.

Обратите внимание

Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку.

Считаю, что наша главная задача – добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

Что является самым интересным для ребенка? Какой вид деятельности присущ ему по природе? Конечно же, игра! Она является естественной формой деятельности ребенка. Игра несёт в себе большой положительный заряд в формировании коммуникативной мотивации, ведь в основе любого общения лежит решение проблемы, которая обсуждается в жизненной ситуации.

При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным – с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре дети. По меткому выражению Л.С. Выготского, «игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».

Главное при проведении игры – создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.

Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно – вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

–  создание психологической готовности детей к речевому общению;

–  обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

–  тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

Применяя игры на уроках, нужно помнить о некоторых моментах:

выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован;

– должно быть задействовано как можно больше учащихся;

– игра должна соответствовать языковым возможностям учащихся;

– языковые игры должны проводиться на иностранном языке;

– игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки.

-игры базируются на уже изученном материале, нужно применять их в меру, целесообразно и планово.

М. Ф. Стронин, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:

1. лексические игры;

2. грамматические игры;

3. фонетические игры;

4. орфографические игры;

5. творческие игры;

Игры по аудированию.

Цели: – научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

– научить учащихся выделять главное в потоке информации;

– развивать слуховую память учащихся.

Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., это игры на развитие аудитивной памяти.

Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил.

Затем учитель читает текст ещё раз и дает задание – выписать группы слов и запомнившиеся фразы.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Цели:

– тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

– активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

– развивать речевую реакцию учащихся.

Цветик-Семицветик

Оборудование : ромашки со съемными разноцветными лепестками.

Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

P1 : This is a blue leaf.

P2 : This is a red leaf., etc

Последняя буква

Цель: активизация лексики по изученным темам.

Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.

ЦВЕТА

Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

Ход игры: ставится задача предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета.

Например:

A white dog

ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ.

Языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических, и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.

Переведи слово.

Каждому участнику игры дается английское слово для перевода на русский язык. Ответ должен быть моментальным.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Цель – тренировать учащихся в произнесении английских звуков.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ

БУКВЫ РАССЫПАЛИСЬ

Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы».

Важно

Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?».Выигрывает тот, кто первый первый правильно запишет слово.

Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

ДЕЖУРНАЯ БУКВА

Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.

Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.

Например, преподаватель говорит: « Сегодня у нас дежурная буква «О», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «О» стоит на первом месте?»

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Цели: – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

– создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.

ИГРА С КАРТИНКОЙ

Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например: P1: Is the girl sitting at the table?

T : No, she is not.

P2: Is the girl standing?

Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.

Психотехнические игры для обучения навыкам и умениям лексико- грамматического оформления речевых высказываний

Основными функциями психотехнических игр в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации, реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке, а также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала.

ЛЕС

Цель: формирование лексического навыка на материале тематической группы слов.

Ход игры: обучаемым предлагается сыграть роль деревьев и растений в лесу и прокомментировать на английском языке всё, что происходит с ними.

Например: преподаватель предлагает обучаемым вспомнить лес: Представьте, что вы деревья и растения.

  Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в. качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными являются такие формы общения, как драматизация и ролевая игра.

Драматизация – представления в виде сцен, рассказов, сказок, забавных историй, а также сюжетных картин. Задача учащихся состоит в том, чтобы воплотить заданную тему и сюжет в акт речи. Для организации таких заданий учителя английского языка могут использовать Книгу для чтения, дополнительные материалы для чтения, а также видеоматериалы.

Ролевая игра может изображать элементарные коммуникативные акты (покупка, поздравление, знакомство и т.п.) Могут быть и такие ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные социальные роли (библиотекаря, врача, почтальона).

6Учащиеся начальных классов не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами.

Учитывая потребности в движении учащихся начального звена, на своих уроках я провожу две физкультминутки:для развития мышечной активности и зрительную гимнастику, стараюсь во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы). Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.

ИГРОВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

( Пальчиковые игры)

Совет

Укрепление и сохранение здоровья детей на уроке невозможно без применения современных здоровье сберегающих технологий. Этому в значительной степени способствуют различные варианты физкультурных занятий, физкультминуток, физкультпауз. На занятиях используются разнообразные формы организации детей: фронтальные, индивидуальные и в подгруппах.

Все это предупреждает утомляемость учащихся и является необходимым моментом на уроках иностранного языка.

Снизить утомление детей можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Большую помощь в этом учителю оказывают пальчиковые игры.

Как известно, любая деятельность детей, в которой задействованы кисти и пальцы, способствует развитию речи. На ладони и на стопе находятся около 1000 биологически активных точек.

Условно я делю пальчиковые упражнения на театральные, танцевально-музыкальные, массажные, игровые.

Театральные игры (малоподвижные)

Ими сопровождается слушание и исполнение стихов и песенок, прежде всего коротких и простых потешек, считалок, рифмовок или маленьких концертов с имитационными движениями. Сказка « Колобок»

Игра «Ежик».

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/effektivnie-metodi-i-priemi-na-urokah-angliyskogo-yazika-v-nachalnoy-shkole-71654.html

Ссылка на основную публикацию