Полина Обновлено Янв 4, 2019
В любом общении часто присутствует выражение своего мнения, и мы часто соглашаемся или не соглашаемся с собеседником.
Полезные фразы для выражения согласия и несогласия мы уже разбирали в нашей статье: «Как выразить согласие и несогласие в английском языке».
Сейчас мы разберём фразы, которые коротко выражают согласие. Это конструкции So do I/ Neither do I. Переводятся они на русский язык как «Я тоже».
В чём разница между so do i и neither do i
Если вы уже читали нашу статью про местоимения neither, either, both, то вам уже известно, что это местоимение отрицательное. Соответственно, So do I — это согласие с положительными высказываниями («Я тоже что-то делаю»), Neither do I — это согласие с отрицательными высказываниями («Я тоже что-то НЕ делаю»).
Вспомогательный глагол, конечно, меняется в зависимости от исходного высказывания, оно может быть в разных временах, в активном или пассивном залоге, с использованием модальных глаголов и так далее.
Предлагаю разобрать различные примера в таблицах.
So do I
I am Russian. | So am I./So is my friend. | Я русский. Я тоже./ Мой друг тоже. |
I am listening to music now. | So am I. | Я слушаю музыку сейчас. Я тоже. |
I read books every day. | So do I. | Я читаю книги каждый день. Я тоже. |
I was in New York last year. | So was I. | Я был в Нью Йорке в прошлом году. Я тоже. |
I was reading at 7 o’clock. | So was I. | Я читала в 7 часов. Я тоже. |
I studied English literature in Oxford. | So did I. | Я изучала английскую литературу в Оксфорде. |
I will call him later. | So will I. | Я позвоню ему позже. Я тоже. |
I’ll be there in a minute. | So will I. | Я буду там через минуту. Я тоже. |
I will be working tomorrow at 5 p.m. | So will I. | Я буду работать завтра в 5 часов. Я тоже. |
I have been to Italy. | So have I. | Я бывала в Италии. Я тоже. |
I have been learning English since 2002. | So have I. | Я изучаю английский с 2002 года. Я тоже. |
I can speak Chinese. | So can I. | Я умею говорить по-китайски. Я тоже. |
I should improve my pronunciation. | So should I. | Мне следует улучшить свое произношение. Мне тоже. |
I was invited to the party. | So was I. | Меня пригласили на вечеринку. Меня тоже. |
То есть структура такова: So + вспомогательный глагол + I (подлежащее).
Когда в исходном предложении есть глагол «быть» (am, is, are, was), модальный глагол или will, have — тут всё просто, мы этот же глагол и используем в качестве вспомогательного в конструкции. Несколько сложнее бывает с простыми временами.
Просто вспоминайте, какой вспомогательный глагол используется для вопросов в этих предложениях. Да, конечно, это do в настоящем простом и did в прошедшем простом.
Neither do I («Я тоже не»)
I am not Spanish | Neither am I./Neither is Rob. | Я не испанка. Я тоже./ И Роб тоже. |
I’m not working now. | Neither am I. | Я не работаю сейчас. Я тоже. |
I don’t eat meat. | Neither do I. | Я не ем мясо. Я тоже. |
I wasn’t ready. | Neither was I. | Я не была готова. Я тоже. |
I wasn’t working when he came. | Neither was I. | Я не работала, когда он пришёл. Я тоже. |
I didn’t have lunch. | Neither did I. | Я не обедал. Я тоже. |
I won’t be home. | Neither will I. | Я не буду дома. Я тоже. |
I won’t be working this time tomorrow. | Neither will I. | Я не буду работать в это время завтра. |
I won’t tell anyone. | Neither will I. | Я никому не расскажу. Я тоже. |
I can’t swim. | Neither can I. | Я не умею плавать. Я тоже. |
Структура согласия с отрицанием: Neither + вспомогательный глагол + I (любое подлежащее).
Обратите внимание, вспомогательный глагол используется БЕЗ частицы not, так как двойного отрицания в английском нет, а neither — уже содержит отрицание.
Выражение несогласия
Знаешь, о чем я думаю? Нет. Я тоже. Пугает, не правда ли?
Чтобы выразить коротко несогласие, то структура следующая: I + вспомогательный глагол, противоположный исходному. Давайте посмотрим на примеры:
Несогласие с положительными высказываниями
So do I neither do I — правило, примеры, упражнения для отработки
По мере увеличения знаний английского языка перед нами открываются новые возможности, и то, что по началу казалось сложным, в итоге превращается в простое, само собой разумеющееся действие.
Вы наверняка помните, как тяжело по началу давались ответы на английские вопросы: приходилось повторять все предложение и добавлять к нему собственное мнение. Так вот сейчас настало время упростить такой подход, ведь сегодня мы изучим на So do I – Neither do I правило.
В статье расскажем о назначении этих речевых конструкций, рассмотрим сферу их применения и закрепим изученную информацию с помощью практических упражнений. Присоединяйтесь к чтению и совершенствуйте свой English вместе с нами!
Комбинации So do I и Neither do I – правило и примеры применения
В английском языке, равно как и в русском, существуют специальные конструкции для кратких ответов на вопросы.
Некоторые из них мы изучили при освоении английских времен, но сегодня разберем совершенно новый способ выразить по-английски свое согласие с каким-либо озвученным ранее утверждением.
Отвечают за это комбинации So do I – Neither do I, перевод и грамматику которых и рассмотрим по отдельности. Итак, приступим!
Местоимение So
На русском языке все мы ни раз составляли подобного рода диалоги:
- A: – Я смотрела этот фильм.
- M: – Я тоже! А ты читала книгу?
- А: – Да, конечно, я читала книгу.
- М: – И я тоже читала!
Вот как раз аналогом русского «я тоже» и выступает в данном случае английское местоимение So. Используется оно со всеми лицами и при любом времени глагола, но следует запомнить важное правило: исходное утверждение обязательно должно быть положительным.
Иначе говоря, если бы первой фразой было «я НЕ смотрела этот фильм», то комбинация So do I была бы недопустима. В случае отрицания следует использовать Neither do I, но об этом подробно поговорим чуть позже.
Сейчас главное запомнить, что по своему назначению слово So совместимо только с положительными фразами.
Теперь что касается грамматики. Комбинация «So do I» изменяется в зависимости от действующего лица, выражающего свое согласие, и времени действия главного утверждения. Происходит эта трансформация по следующей схеме:
- So + вспомогательный глагол + подлежащее
Таким образом, для фразы I am a teacher конструкция согласия будет выглядеть как So am I (я тоже). Если изменить лицо, то изменится и соответствующая глагольная форма: I am rich – So is he (Я богатый – он тоже). Заметим, что подлежащее не обязательно выражается именно местоимением: My mother is a teacher (Моя мама учительница) – So is my mother (Моя мама также).
Особое внимание следует уделить конструкциям со смысловым глаголом. Как указано в правиле выше, ответы с So формируются при помощи вспомогательных глаголов, поэтому обозначение самого действия (т.е.
смысловой глагол) мы никогда не применяем! Например, если кто-то говорит I work hard (я много работаю), то согласие нужно выражать при помощи глагола do: So do we, So does she, So does Peter и т.д.
Если употреблен модальный глагол, I can speak Russian (Я могу говорить по-русски), то и в согласии используется модальный глагол – So can I (я тоже могу). Для понимания приведем еще несколько примеров с глаголами в разных временах.
- Our neighbors have lost everything, so have we. — Наши соседи все потеряли, как и вы.
- You were in London last month. So was he. — Ты был в Лондоне в прошлом месяце. Он тоже был.
- I will call her later. So will we. — Я позвоню ей позже. Мы тоже.
- Boris is writing a letter. So am I. — Борис пишет письмо. Я тоже пишу.
И по такому же принципу строятся подобные предложения с So в любых аспектах времени активного и пассивного залогов. Главное помнить, что в конструкции используется именно вспомогательный, а не смысловой глагол.
Местоимение Neither
Как уже вскользь отмечалось выше, слово neither связано с отрицательными конструкциями. В частности, вы уже можете знать его по комбинации neither nor (ни…ни), но у конструкции Neither do I правило немного иного толка, ведь связано оно с согласием. И здесь в качестве примера можно тоже привести стандартный русский диалог:
- О: – Ты сделал домашнее задание?
- Л: – Нет, я не сделал.
- О: – Я тоже не сделал. А в школу пойдешь?
- Л: — Не пойду.
- О: – Я тоже.
Как видно, в исходных фразах используется отрицательный контекст (НЕ сделаю), поэтому фразу согласия «Я тоже» следует переводить через Neither do I. В этом и заключается единственное отличие фраз Neither и So. Для лучшего понимания и запоминания повторим еще раз:
С положительным утверждением (делаю что-либо) соглашаемся комбинацией So do I, с отрицательным (НЕ делаю) применяем фразу Neither do I.
Что же касается грамматических нюансов конструкции, то они полностью идентичны фразам с So. Точно также может изменяться время событий и главное действующее лицо, но в конструкции согласия обязательно используется именно вспомогательный глагол. Рассмотрим применение фраз с neither с помощью предложений разных времен.
- We didn’t go to the cinema. Neither did I. — Мы не ходили в кинотеатр. Я тоже не ходил.
- You don’t study English. Neither does he. — Ты не учишь английский. Он тоже не учит.
- She has not been to Paris. Neither have I. — Она не была в Париже. Я тоже не был.
Обратите внимание, что с neither глагол употребляется в утвердительной, а не в отрицательной форме! Это необходимо для того, чтобы не возникал момент «двойного отрицания», который вовсе не свойственен английскому языку. Поскольку местоимение neither уже несет в себе отрицательный характер, вспомогательный глагол в такой конструкции ОБЯЗАТЕЛЬНО ставят в утвердительной форме.
Другие темы английского: Тест на модальные глаголы в английском языке
Вот и все нюансы по использованию комбинаций So do I и Neither do I. Осталось только выполнить практическое упражнение и закрепить полученные знания в памяти.
Упражнения на So do I – Neither do I
Надеемся, вы успешно освоили тему и правильно выполнили все упражнения на So do I – Neither do I.
Если же проверочная работа выявила наличие недочетов, то советуем еще раз перечитать материал и повнимательнее отнестись к разбору примеров.
Предложения наглядно демонстрируют все нюансы, так что при должном отношении к учебе данная тема не вызывает каких-либо трудностей. Успехов в совершенствовании знаний и до новых встреч!
Урок 73. Neither/So do I. Cоглашаемся с собеседником на английском языке
Содержание
- 1 Учимся соглашаться с собеседником
- 2 Задания к уроку
София СтальскаяВысшее лингвистическое образование. Опыт работы 5 лет. |
В разговоре мы часто соглашаемся с собеседником – в русском языке чаще всего используется такая фраза как «я тоже», «также и я». В английском языке для подобных ситуаций есть отдельные конструкции, которые позволяют соглашаться и с положительным утверждением, и отрицательным.
Учимся соглашаться с собеседником
Пример:
- I am so tired! — So am I.
- She hasn’t done it. — Neither has he.
- The live in a big house. — So do we.
Как видно из примеров, чтобы согласиться со сказанным не нужно повторять предложение целиком. Достаточно использовать фразы, начинающиеся с Neither или So. Если предложение, с которым вы соглашаетесь, отрицательное, вам необходимо слово «neither», если положительное — то «so».
Таким образом, конструкция ответа состоит из Neither/So, вспомогательного глагола и подлежащего. В качестве вспомогательных глаголов могут выступать:
- am/is/are
- do/does
- have/has
- will
- модальные глаголы can, should и др.
Пример:
Alice is ten. — So is Peter.
Mary goes to school. — So does Kathy.
She hasn’t bought bread. — Neither have I.
They will go to Italy next week. — So will we.
Mike can’t swim. — Neither can his brother.
Подлежащее в конструкциях с Neither/So ставится в конце!
Еще один способ согласиться с собеседником — это использовать выражения «I think so», «I believe so» и др. Например: Is it going to rain? — I think so.
So используется после глаголов be afraid (бояться), believe (верить, полагать), expect (ожидать), guess (догадываться, предполагать), hope (надеяться), suppose (думать, полагать) и think (думать).
Отрицательный ответ образуется при помощи конструкций «I don’t think so», «I don’t expect so» например:
Are you coming with us? — I don’t think so. (Я так не думаю.)
Will she call you? — I don’t expect so. (Я не жду этого.)
К глаголам «be afraid», «guess» и «hope» нужно прибавить только частицу not:
Are you coming with us? — I’m afraid not. (Боюсь, нет.)
Will she call you? — I guess not. (Думаю, что нет.)
Глаголы believe и suppose можно использовать в обеих конструкциях, например:
Will the weather be fine? — I don’t suppose so./I suppose not.
Задание 1. Согласитесь, используя Neither/So.
- Jack can run fast. (James)
Употребление SO DO I и NEITHER DO I бесплатный урок английского языка
Разберёмся, в каких случаях употребляются фразы «so do I» и «neither do I» и как определить, какая из них больше подходит по смыслу. Обе фразы переводятся как «я тоже», однако первая используется при согласии с утверждением, а вторая – с отрицанием.
«So do I» уместно употреблять вместо «me too» в том случае, когда «я тоже» имеет яркую эмоциональную окраску с оттенком удивления. Такая форма образуется следующим образом.
При согласии с повествованием ставится слово «so» («тоже»), после него – глагол «do/does», заменяющий глагол, использованный собеседником в Present Simple, а завершается местоимением, указывающим на того, кто выполняет действие.
– Hey, I go to London soon!
– O my gosh, so do I! So does my brother!
– Хэй, скоро я еду в Лондон.
– Так и я тоже еду в Лондон! И мой брат тоже едет!
В Present Continuous используется «to be» и глагол с окончанием «-ing».
– I am going to London.
– So am I! So is my sister!
– Я еду в Лондон.
– И я тоже! И моя сестра тоже!
«Neither do I» используется в тех случаях, когда необходимо согласиться с собеседником в том, что он чего-то не делает, не планирует, не хочет, т.е. с отрицанием.
Такая форма образуется при помощи слова «neither», которое берёт на себя функцию отрицания, после него ставится глагол «do/does», заменяющий глагол, использованный собеседником в Present Simple, а в конце – местоимение, указывающее на того, кто выполняет действие.
- – She doesn’t go to London.
- – Neither does my brother.
- – Она не едет в Лондон.
- – Мой брат тоже не едет.
В Present Continuous используется «to be» и глагол с окончанием «-ing».
- – I am not flying to London.
- – Neither am I.
- – Я не лечу в Лондон.
- – Я тоже не лечу.
(Ответы пишите в х, мы проверим)
- Choose the right variant:
- He is not very talkative.
So do I. Neither do I. Краткие подтверждения и отрицания в английской грамматике
Чтобы дать утвердительный ответ на утвердительное высказывание, употребляется следующая модель:
So + help verb + subject
В этой формуле вспомогательный глагол (help verb) соответствует времени, в котором находится первое утверждение.
Например:
I am sleepy. – So am I. – Я хочу спать. – Я тоже.
He knows everything. – So does she. – Он все знает. – Она тоже.
I’ll go to Brazil in September. – So will Dan. – Я поеду в Бразилию в сентябре. – Дэн тоже.
They came early. – So did we. – Они приехали рано. – Мы тоже.
Neither + help verb + subject
Как и в предыдущей модели, вспомогательный глагол соответствует времени глагола первого высказывания.
Например:
I am not sleepy. – Neither am I. – Я не хочу спать. – Я тоже.
He doesn’t know anything. – Neither does she. – Он ничего не знает. – Она тоже.
I will not go to Peru in September. – Neither will Dan. – Я не поеду в Перу в сентябре. – Дэн тоже.
They didn’t come early. – Neither did we. – Они не приехали рано. – Мы тоже.
Чтобы дать отрицательный ответ на утвердительное высказывание, употребляется следующая конструкция:
But + subject + help verb + n’t / not
Например:
I am sleepy. – But I am not. – Я хочу спать. – А я нет.
He knows everything. – But she doesn’t. – Он все знает. – А она нет.
I’ll go to Brazil in September. – But Dan won’t. – Я поеду в Бразилию в сентябре. – А Дэн нет.
They came early. – But we didn’t. – Они приехали рано. – А мы нет.
И наконец, чтобы дать утвердительный ответ на отрицательное высказывание, употребляется следующая конструкция:
But + subject + help verb
Например:
I am not sleepy. – But I am. – Я не хочу спать. – А я хочу.
He doesn’t know anything. – But she does. – Он ничего не знает. – А она знает.
I will not go to Peru in September. – But Dan will. – Я не поеду в Перу в сентябре. – А Дэн поедет.
They didn’t come early. – But we did. – Они не приехали рано. – А мы приехали.
А теперь посмотрите, насколько успешно Вы освоили данную тему, и выберете правильный ответ на данное утверждение:
— We love English in Svoboda Slova!
— Neither do we. / So do we. / But we do. / But we don’t.
#SPO_TRAININGS#
Проблема | Возможная причина | Что можно предпринять | Почему подходит именно этот тренинг |
Стесняюсь говорить | Отсутствует практика, языковой барьер | 8-дневный разговорный курс английского VICTORY с «погружением» в языковую среду | Тренинг позволяет за короткий срок изучить большой объем информации, расширить словарный запас, попрактиковаться в использовании новых слов, выражений и правил, преодолеть языковой барьер, научиться решать коммуникативные задачи на английском языке |
Мал словарный запас | Отсутствует практика общения и чтения на английском | 8-дневный интенсивный тренинг VICTORY с «погружением» в языковую среду, 16-дневный тренинг английского по вечерам PROGRESS | Компьютерная программа дает возможность наполнить пассивные знания студента, занятия в аудитории помогают активизировать необходимые знания. На тренинге развивается навык выражения мысли имеющимися средствами (небольшой словарный запас), а также умение понимать собеседника, уточнять, что собеседник сказал |
По работе нужно вести деловую переписку на английском, но не получается | Отсутствует практика общения, письма и чтения на английском | 8-дневный разговорный тренинг VICTORY с «погружением» в языковую среду, 16-дневный тренинг английского по вечерам PROGRESS | Тренинги практически не практикуют навыки чтения и письма — только минимально, когда студенты читают в папке задания или новые слова. С письмом все так же — только во времени грамматических заданий студенты пишут перевод с русского на английский. практика общения на тренинге нарабатывается и является одной их ключевых целей тренинга (если не самой ключевой) — у студентов есть возможность практиковать общение на разнообразные темы с разными партнерами (по количеству человек в группе). такая смена партнеров не дает возможности адаптироваться к какому-то одному варианту произношения (как при индивидуальных занятиях), а также к темам, которые обсуждаются, так как происходит постоянное чередование тем (и за счет программы, и за счет работы тренера, и за счет того, что у разных партнеров находятся разные темы для разговора во время свободного общения) |
Нужно общаться с на работе по-английски | Отсутствует практика общения и чтения на английском | 8-дневный разговорный тренинг VICTORY с «погружением» в языковую среду, 16-дневный тренинг английского по вечерам PROGRESS, 5-дневный тренинг делового английского BUSINESS | Для низких уровней тренинги дают возможность существенно сократить скорость обучения. Прописанная программа не дает студентам и преподавателям «сбиваться с пути», долго останавливаться на какой-либо, иногда второстепенной, теме. Это же может вызывать и негатив (см в сложностях), однако, для быстрого достижения результата такой подход отлично работает (правда, можно столкнуться с тем, что мы получим студента, который говорит хорошо, но без грамматики, то есть, индивидуальные занятия нужны для того, чтобы вычищать ошибки). тренинги дают возможность практиковать новые знания на ситуациях, приближенных к реальным с разными участниками, что является хорошей подготовкой перед выходом на работу, где требуется часто использовать английский. 5-дневный тренинг дает много бизнес лексики и полезных клише, а также помогает развивать коммуникативные навыки, необходимые в современной бизнес среде |
#SPO_TRAININGS# #BLOCK_23510#
So do I. Neither do I. Краткие подтверждения и отрицания в английской грамматике
Чтобы дать утвердительный ответ на утвердительное высказывание, употребляется следующая модель: So + help verb + subject В этой формуле вспомогательный глагол (help verb) соответствует времени, в котором находится первое утверждение. Например: I am sleepy. – So am I. – Я хочу спать. – Я тоже. He knows everything. – So does she. – Он все знает. – Она тоже.
I’ll go to Brazil in September. – So will Dan. – Я поеду в Бразилию в сентябре. – Дэн тоже. They came early. – So did we. – Они приехали рано. – Мы тоже. Neither + help verb + subject Как и в предыдущей модели, вспомогательный глагол соответствует времени глагола первого высказывания. Например: I am not sleepy. – Neither am I. – Я не хочу спать. – Я тоже. He doesn’t know anything.
– Neither does she. – Он ничего не знает. – Она тоже. I will not go to Peru in September. – Neither will Dan. – Я не поеду в Перу в сентябре. – Дэн тоже. They didn’t come early. – Neither did we. – Они не приехали рано. – Мы тоже.
Чтобы дать отрицательный ответ на утвердительное высказывание, употребляется следующая конструкция: But + subject + help verb + n’t / not Например: I am sleepy. – But I am not. – Я хочу спать. – А я нет. He knows everything. – But she doesn’t. – Он все знает. – А она нет. I’ll go to Brazil in September. – But Dan won’t. – Я поеду в Бразилию в сентябре. – А Дэн нет. They came early.
– But we didn’t. – Они приехали рано. – А мы нет. И наконец, чтобы дать утвердительный ответ на отрицательное высказывание, употребляется следующая конструкция: But + subject + help verb Например: I am not sleepy. – But I am. – Я не хочу спать. – А я хочу. He doesn’t know anything. – But she does. – Он ничего не знает. – А она знает. I will not go to Peru in September.
– But Dan will. – Я не поеду в Перу в сентябре. – А Дэн поедет. They didn’t come early. – But we did. – Они не приехали рано. – А мы приехали. А теперь посмотрите, насколько успешно Вы освоили данную тему, и выберете правильный ответ на данное утверждение: — We love English in Svoboda Slova! — Neither do we. / So do we. / But we do. / But we don’t.
#SPO_TRAININGS# Проблема Возможная причина Что можно предпринять Почему подходит именно этот тренинг Стесняюсь говорить Отсутствует практика, языковой барьер 8-дневный разговорный курс английского VICTORY с «погружением» в языковую среду Тренинг позволяет за короткий срок изучить большой объем информации, расширить словарный запас, попрактиковаться в использовании новых слов, выражений и правил, преодолеть языковой барьер, научиться решать коммуникативные задачи на английском языке Мал словарный запас Отсутствует практика общения и чтения на английском 8-дневный интенсивный тренинг VICTORY с «погружением» в языковую среду, 16-дневный тренинг английского по вечерам PROGRESS Компьютерная программа дает возможность наполнить пассивные знания студента, занятия в аудитории помогают активизировать необходимые знания. На тренинге развивается навык выражения мысли имеющимися средствами (небольшой словарный запас), а также умение понимать собеседника, уточнять, что собеседник сказал По работе нужно вести деловую переписку на английском, но не получается Отсутствует практика общения, письма и чтения на английском 8-дневный разговорный тренинг VICTORY с «погружением» в языковую среду, 16-дневный тренинг английского по вечерам PROGRESS Тренинги практически не практикуют навыки чтения и письма — только минимально, когда студенты читают в папке задания или новые слова. С письмом все так же — только во времени грамматических заданий студенты пишут перевод с русского на английский. практика общения на тренинге нарабатывается и является одной их ключевых целей тренинга (если не самой ключевой) — у студентов есть возможность практиковать общение на разнообразные темы с разными партнерами (по количеству человек в группе). такая смена партнеров не дает возможности адаптироваться к какому-то одному варианту произношения (как при индивидуальных занятиях), а также к темам, которые обсуждаются, так как происходит постоянное чередование тем (и за счет программы, и за счет работы тренера, и за счет того, что у разных партнеров находятся разные темы для разговора во время свободного общения) Нужно общаться с на работе по-английски Отсутствует практика общения и чтения на английском 8-дневный разговорный тренинг VICTORY с «погружением» в языковую среду, 16-дневный тренинг английского по вечерам PROGRESS, 5-дневный тренинг делового английского BUSINESS Для низких уровней тренинги дают возможность существенно сократить скорость обучения. Прописанная программа не дает студентам и преподавателям «сбиваться с пути», долго останавливаться на какой-либо, иногда второстепенной, теме. Это же может вызывать и негатив (см в сложностях), однако, для быстрого достижения результата такой подход отлично работает (правда, можно столкнуться с тем, что мы получим студента, который говорит хорошо, но без грамматики, то есть, индивидуальные занятия нужны для того, чтобы вычищать ошибки). тренинги дают возможность практиковать новые знания на ситуациях, приближенных к реальным с разными участниками, что является хорошей подготовкой перед выходом на работу, где требуется часто использовать английский. 5-дневный тренинг дает много бизнес лексики и полезных клише, а также помогает развивать коммуникативные навыки, необходимые в современной бизнес среде #SPO_TRAININGS# #BLOCK_23510#
- 2016-08-26
- 2016-08-26
- Свобода Слова