Лексические задания уровня elementary — учим и практикуем лексику

Лексические задания уровня elementary - учим и практикуем лексику

Можно ли избавиться от грамматики и долгих нудных объяснений? Как выучить неправильные глаголы без списков и зубрежки? Без особых усилий увеличить словарный запас и при этом повысить беглость речи? Да-да, похоже, волшебная пилюля — это лексический подход.

Сегодня покажу, как можно использовать лексический подход в изучении языка. Как работать с лексикой на уроке английского – и перейти от изучения отдельных слов к словосочетаниям.

Как разнообразить изучение грамматики – да настолько, что ученики и не заметят, что занимаются грамматикой)) И как под шумок выучить неправильные глаголы.

Первым лексический подход (Lexical Approach) предложил небезызвестный товарищ Майкл Льюис (Michael Lewis). И хотя матчасть очень важна, в этом посте я не буду писать о теоретических выкладках. А покажу, как лексический подход работает на практике и уже на самых ранних уровнях (Beginner и Elementary).

Лексический подход и неправильные глаголы

Возьму для примера неправильные глаголы в прошедшем времени и покажу, как сюда можно подключить лексический подход.

Мы занимаемся по учебнику English File Third Edition, уровень Elementary, юнит 7C – неправильные глаголы в прошедшем времени, вот разворот из учебника:

Лексические задания уровня elementary - учим и практикуем лексику

После текста и небольшого обсуждения memorable nights, в упражнении 2 предлагается найти в тексте и записать форму прошедшего времени этих глаголов.

Лексические задания уровня elementary - учим и практикуем лексику

Дальше учебник предлагает повторить глаголы за диктором, разобрать грамматику и сделать пару упражнений, вроде этого:

Лексические задания уровня elementary - учим и практикуем лексику

Что же во всем этом меня напрягает?

А то, что эти – да и любые другие – глаголы сами по себе совершенно бесполезны. Ну кто разговаривает глаголами? Эллочка-людоедка, если только. Как использовать эти глаголы в речи, если не знать, с чем они чаще всего сочетаются и какие из них можно сделать фразы?

Found, met, knew, spoke… Что это за история получилась?

Учебник, конечно же, дает примеры использования глаголов в словосочетаниях – в том же тексте и в упражнениях. Но должного внимания словосочетаниям не уделяет. То есть те, кто знает, что искать и где, найдут. Остальные так и останутся с весьма скудным словарным запасом. Все же словарный запас измеряется не словами.

А после упражнений, где нужно поставить глагол в форму прошедшего времени, в голове опять-таки ничего не остается. Кроме тех самых Эллочкиных found, met, knew, spoke.

В общем, пора браться за дело преподу)) Добавим-ка мы лексический подход!

Во-первых, настойчиво просим учеников найти и записать ФРАЗЫ из текста в упражнении 2:

Лексические задания уровня elementary - учим и практикуем лексику

Во-вторых, создаем новые словосочетания. Выбираем самые типичные:

Лексические задания уровня elementary - учим и практикуем лексикуЛексические задания уровня elementary - учим и практикуем лексику

Тут лексический подход настаивает на одном важном моменте – словосочетания желательно брать именно в том виде, в каком они, скорее всего, будут использованы в речи. То есть никаких:

leave something at homeknow somebody very wellcan't find somebody's keys

Все эти something, somebody и somebody’s понятны только преподавателям, учеников же они только путают. И даже столь привычное your (can't find your keys) не подойдет в нашем конкретном случае — в речи мы чаще говорим I couldn't find my keys, чем You couldn't find your keys.

Итак, лексический подход рекомендует давать словосочетания именно в том виде, в каком они прозвучит в речи, то есть:

left my wallet at homeknew her very wellcouldn't find my keysПодробнее о других способах организации новых выражений.

В-третьих, смотрим, какой жизнью живут словосочетания))

Что met, например, можно не только people (кого), а и где (in a cafe) и зачем (for a coffee).

Что lost — это не только потерять что-то буквально, что-то осязаемое (lost my car keys), но и более абстрактные вещи (lost his job, lost interest). Это помогает начать видеть лексику более глобально и использовать ее в новых контекстах.

В-четвертых, создаем ассоциации:

Лексические задания уровня elementary - учим и практикуем лексикуЛексические задания уровня elementary - учим и практикуем лексикуЛексические задания уровня elementary - учим и практикуем лексику

В-пятых, отрабатываем произношение ФРАЗ — ударение, связность, темп, пропажу звуков, если актуально. Это, конечно, pronunciation features продвинутых уровней. На этом лексический подход не настаивает. Зато на этом настаивает здравый смысл)) Почему бы не заняться хорошим произношением сейчас?

И в-шестых, развлекаемся – гоняем эти словосочетания туда-сюда. С подсказками, без подсказок, по порядку и вразнобой, сочиняем истории и все, что только придумается:

  • Сочиняем истории:
  • Скачать словосочетания с неправильными глаголами и картинки для тренировки:

И вы знаете, лексический подход дает отличные результаты. На следующих уроках ученики вдруг начинают спонтанно и к месту использовать эти словосочетания на английском языке.

Больше того, поняв принцип, они комбинируют слова и создают новые словосочетания по образу и подобию – и опять к месту и правильно их используют!

Я натурально жалею, что не начала целенаправленно использовать лексический подход раньше. Ибо преимуществ – огромное количество.

Чем хорош лексический подход

Беглость речи

Знание устойчивых фраз и словосочетаний (collocations, lexical chunks) повышает беглость речи – когда не надо в ходе разговора зависать и думать, что с чем скомбинировать. Есть уже заготовленные, правильные и типичные словосочетания.

Новые словосочетания

Лексический подход дает принцип, а понимание принципа помогает создавать новые фразы, всего лишь заменяя некоторые слова в матрице:

  1. Didn’t know what to do
  2. Didn’t know what to say
  3. Didn’t know where to go      
  • Left my car at the beach
  • Left my wallet at home
  • Left my phone in the office

Без зубрежки и нудных объяснений

Лексический подход и знание lexical chunks практически освобождает от грамматики. И невооруженным взглядом видно, что любые  словосочетания представляют собой наполовину грамматику.

Что запоминается в нашем конкретном случае (словосочетания с неправильными глаголами)?

Так как мы тренируем словосочетания сразу в Past Simple, неправильные глаголы запоминаются без зубрежкипо списку.

Повторенные много-много- раз, выражения типа felt stressed, felt embarrassed, felt tired запоминаются без вездесущего felt myself. И без долгих объяснений о том, что feel используется без myself. Вообще без всяких теоретических объяснений))

didn't know what to dotaught me to drive

Такие фразы (с инфинитивом) тоже запоминаются сразу и легко без нудных объяснений, когда нужен инфинитив, а когда не нужен. И потом, на более высоких уровнях, когда мы дойдем до разницы между инфинитивом и герундием, все это будет уже хорошо знакомо. И не в теории, а интуитивно, на практике. И даже, возможно, не придется употреблять страшные слова «инфинитив» и «герундий»)))

Также без долгих теоретических выкладок запоминаются правильные предлоги:

at the beachat homein the officeи так далее.

И это далеко не все преимущества такой работы, лексический подход рулит однозначно!))

Единственный недостаток, however, в том, что если ваш учебник не фокусируется на лексике подобным образом, все это придется делать вам, преподавателю. А учебников, которые берут за основу лексический подход, крайне мало и они не так популярны.

Для учеников же недостатков нет))

Коллеги, а вы используете лексический подход? Ваш учебник уделяет внимание lexical chunks?

Ученики, как вы думаете, полезна такая работа?

Оставьте комментарий – обсудим!

Дарья Масловская

Как использовать Lexical approach на уроке английского

Вы наверняка слышали про лексический подход: находили тематические статьи, слушали вебинары Хью Деллара или читали Майкла Льюиса, основоположника этого подхода.

Сегодня попробуем переварить всю эту информацию, разберемся, как использовать Lexical approach на вашем ближайшем уроке английского языка и самим создавать упражнения на основе текстов.

Суть подхода

Лексический подход — это довольно новое веяние в преподавании иностранных языков. Суть его заключается в том, что язык презентуется в виде chunks (т.е. словосочетаний), а не отдельных слов. Предполагается, что студенты смогут распознавать в чужой речи и воспроизводить готовые словосочетания, подходящие по контексту.

Основная задача преподавателя в рамках лексического подхода — правильный отбор грамматических и лексических структур из текстов.

Сегодня я хочу вам рассказать о том, как применять лексический подход на практике и самостоятельно создавать универсальные упражнения на основе текстов (и когда мы говорим универсальные, we mean it). И с этим нам поможет Гарри Поттер.

Не сам Гарри, конечно, а книга Джоан Роулинг “Harry Potter and the Philosopher’s Stone”.

Выбор словосочетаний

  • На примере первой главы разберёмся, как учителю выбирать словосочетания для изучения. При отборе словосочетаний мы должны руководствоваться двумя принципами:
  • а) они понадобятся студентам для обсуждения произведения;
  • б) они понадобятся нашим студентам в ежедневной коммуникации.
  • Исходя из этих двух принципов из первой главы книги Harry Potter and the Philosopher’s Stone можно выбрать такие лексические единицы: to be in a good mood, to stare at smth, to have a secret, to swap rumours, to get a grip on yourself, to be famous for.

Допустим, вы отобрали словосочетания, которые будут необходимы для ваших задач на уроке.

Читайте также:  Present simple present continuous - отличие, правила, примеры

Но мы же не будем ограничивать наших студентов в выборе того, что кажется интересным им самим?

Для этого после основного списка слов оставьте место для словосочетаний, которые выберут ваши студенты. Выписывая словосочетания, студенты могут ориентироваться на наши принципы (понадобится для обсуждения/понадобится для коммуникации) или выписывать все неизвестные collocations. 

Упражнения для изучение слов

Далее следует стадия отработки словосочетаний. На этом этапе нужно подобрать картинки для каждого словосочетания. Допустим, у нас есть словосочетание to have a secret — зашифруем его при помощи картинки или фото, на котором шепчутся двое.

To be in a good mood? Пляшущий, танцующий, смеющийся человек — всё зависит от вашей фантазии.

Чтобы быстро подобрать подходящие картинки, воспользуйтесь бесплатными стоками картинок, например, pixabay.com.

  1. Matching
  2. Теперь у вас есть зашифрованные картинки и список слов.
  3. На первом занятии или в качестве первого домашнего задания вы можете попросить своих студентов совместить картинки и слова; далее используйте эти наработки для повторения и изучения синонимичных конструкций.
  4. Это будет упражнение уровня Easy.
  5. Deciphering & Extending
  6. Предыдущее упражнение можно трансформировать для отработки: попросите своих студентов вспомнить словосочетания, подходящие к этим картинкам, а затем расширить контекст, составив по три разных предложения с каждым словосочетанием.
  7. Это будет упражнение уровня Difficult.

Remember Me? Ask Me!

Продолжим трансформации! Словосочетания можно легко вывести в речь.

У студентов перед глазами все те же картинки. Попросите их вспомнить все подходящие словосочетания, а потом задать друг другу вопросы с этими словосочетаниями. Или вопросы, в ответах на которые фигурировали бы эти словосочетания. 

  • Это будет упражнение уровня Difficult+.
  • Storytelling
  • Это упражнение подойдет для высоких уровней.

Для этого необходимо вырезать картинки, перевернуть их и разложить на столе. Поставьте таймер на 2 минуты (1 минута, если это индивидуальное занятие; 3 минуты, если в группе больше 5 студентов).

После этого начните рассказывать историю. Попросите студентов по очереди брать картинки и продолжать рассказ, используя зашифрованные словосочетания. Тот человек, на котором останавливается таймер, выбывает из игры.

Это упражнение работает в 100% случаев в любой группе, поскольку чётко заданные временные рамки позволяют студентам сконцентрироваться, а игра на выбывание добавляет азарта.

Remember Me? Teach Me!

Пришло время поработать со словосочетаниями, которые отобрали студенты.

Попросите учеников составить собственные упражнения и ключи к этим упражнениям для других групп. При этом студенты могут использовать словари коллокаций онлайн или в печатном виде. Преподаватель также может подсказать тип упражнения: дописать предложения, вставить словосочетания в предложения, дополнить словосочетания одним словом и т.д.

Это задание может быть выполнено как дома, так и в классе; в мини-группе, в паре и самостоятельно; за определённый промежуток времени или неограниченное время. Таким образом, у нас есть ещё одно универсальное упражнение.

Как видите, лексический подход позволяет нам использовать одну и ту же лексическую единицу в различных контекстах, упражнениях и абсолютно на всех уровнях изучения иностранного языка.

Уровень Elementary: темы по лексике и грамматике

Продолжаем серию статей о том, какие темы английской грамматики и лексики необходимо изучать на каждом уровне языка, а также что важно учесть в обучении в целом.

С чего начинать изучение английского и какие темы важно освоить в начале, мы обсуждали в первой части.

Предположим, вы уже закрепили начальный уровень (A1). Теперь вы можете поддержать простую беседу о себе и вашем собеседнике (семья, хобби, работа), умеете поздороваться, поблагодарить, извиниться и попрощаться, понимаете медленную речь носителей языка в простых предложениях.

На этом фундаменте будем строить обучение дальше.

1 Преподаватель или курсы

На этом этапе всё ещё важно получать обратную связь, исправление ошибок, ответы на вопросы от профессионала. Не отказывайтесь по возможности от занятий на курсах или с учителем. Нужно отслеживать ваш прогресс и двигаться по программе, которую можно найти в проверенных учебных пособиях (Oxford University Press, например) или получить от преподавателя.

2 Регулярные занятия

Продолжайте уделять английскому не менее 30 минут ежедневно. При этом 2-3 раза в неделю полезно заниматься с учителем, получая домашние задания на практику. Кстати, о практике.

Закрепляйте всё, что проходите в теории, любое правило.

Для этого составляйте предложения, короткие рассказы на простые темы, слушайте записи носителей языка (подойдут аудио из англоязычных учебников для элементарного уровня).

И о вдохновении: держите перед глазами свою цель, вспоминайте для чего вы это делаете.

3 Разговорные темы элементарного уровня

Элементарный уровень – второй важный этап, так как сейчас укрепляется ваша языковая база. Если вы это освоите, то уже сможете пользоваться английским на практике, а дальше учиться станет ещё интереснее.

Закончив элементарный уровень (A2), ученик достаточно уверенно пользуется языковой базой.

Если на начальном этапе вы общались короткими фразами, то сейчас говорите более подробно на темы о себе, семье, учёбе и работе, бытовых делах, путешествиях.

На этом этапе уже можно общаться за границей, решая простые вопросы: заселение в отель, покупки, прогулки по городу, регистрация в аэропорту и так далее.

4 Грамматика и лексика на уровне А2

  • На элементарном уровне закрепляются знания базового уровня, изучается новая лексика, повышая словарный запас ученика до 1000 слов.
  • Посмотрите подробный список тем по грамматике и лексике в порядке изучения.
  • По грамматике изучают:
  • вопросительные слова;
  • артикли;
  • указательные местоимения;
  • степени сравнения прилагательных;
  • времена Past Simple, Future Simple, Present Continuous;
  • неправильные глаголы.

Что касается словарного запаса, то вы научитесь обсуждать следующие темы: продукты питания, одежда, ситуации в поездке за границу, путешествия, транспорт, цены и размеры, погода.

Чтобы получить готовый план обучения с элементарного до среднего уровня и ежедневно действовать по нему шаг за шагом, запишитесь на обучение в LingvoHabit. Мы подготовили курс для элементарного уровня, где в последовательности от простого к сложному вы пройдёте и закрепите все базовые темы английской грамматики и лексики.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ» » Архив блога » ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Лексика необходима как для осуществления продуктивной речевой деятельности (говорения, письменной речи), так и рецептивной (аудирования, чтения). Поэтому лексике отводится одно из самых важных мест на уроке иностранного языка. Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.

  • настроение: позитивное
  • ключевые слова: УМК «Spotlight», лексика, игровой метод, компьютерные технологии, песни, рифмовки, начальная школа
  • город: с. Клюква, Курский район, Курская область
  • e-mail: Irishok1shumakova@mail.ru

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы.
Вы поясняете: надо опускаться до их  понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь.
Не от того мы устаем, а от того,
то надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
Чтобы не обидеть.
(Я. Корчак)

В современном быстро меняющемся и развивающемся обществе английский язык был и остается одним из основных языков мирового общения. Следовательно, к ученику предъявляется все больше и больше требований.

Согласно ФГОС начального общего образования второго поколения выпускник начальной школы научится:

  • узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на ступени начального общего образования;
  • восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
  • оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.

Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

  • узнавать простые словообразовательные элементы;
  • опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).

Но как этого добиться? С чего начать, чтобы процесс обучения стал эффективным и на выходе из школы мы получили желаемый результат? Как добиться того, чтобы ученики могли спокойно пользоваться иностранной речью в повседневной жизни?

Как и многие учителя, я столкнулась с данной проблемой в своей профессиональной деятельности. Появившись на школьном пороге три года назад, я была в растерянности: большое количество пытливых глаз, жаждущих знаний и интересных уроков; неизвестный, неизведанный учебник.

После пары неудачных уроков ты осознаешь, что пора менять тактику и более осознанно и серьезно подходить к планированию учебного процесса. Методом проб и ошибок начинаешь выстраивать свой учебный процесс.

Разработав стратегию обучению алфавиту и первичным навыкам чтения, ты сталкиваешься с новой проблемой: как обучать лексике в начальной школе? Для себя я нашла несколько выходов из данной ситуации, о которых и пойдет дальше речь.

Лексика необходима как для осуществления продуктивной речевой деятельности (говорения, письменной речи), так и рецептивной (аудирования, чтения). Поэтому лексике отводится одно из самых важных мест на уроке иностранного языка.

Читайте также:  Much - many: правило употребления в английском языке, примеры использования

Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.

Существует несколько методов обучения лексике на уроках английского языка в начальной школе. Все они применяются мной на практике.

Прежде всего — игровой метод. Очень важно, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, вырваться из рутины, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка.

  1. Существует огромное количество различных лексических игр, направленных на то, чтобы усвоение новых слов не вызвало трудностей у младшего школьника.
  2. Цели лексических игр:
  3. —        тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
  4. —        активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
  5. —        развивать речевую реакцию учащихся.

Хочется привести пример из практики преподавания английского языка во 2 классе по учебнику УМК «Spotlight». Данной игре мы с детьми дали название «Знакомство». Класс делится на две команды, которые образуют два круга. Дети из этих кругов становятся друг к другу лицом. По команде учителя дети начинают «знакомиться» со своим партнером, используя те фразы, которые уже знают.

В процессе обучения список фраз расширяется и диалоги становятся длиннее. Через некоторое время дети делают шаг вправо и оказываются лицом к лицу с другим одноклассником. Они вновь «знакомятся» друг с другом. Таким образом, за небольшой промежуток времени дети могут поговорить с разными партнерами.

Для них это игра, для нас — хороший способ отработать различные структуры и закрепить лексические единицы.

Еще один пример игры-задания — word chain. Дети за определенное время должны найти слова в цепочке и обвести их.

Например:

Eggtreeumbrellaqueenorangeglasswindowziplampbedflagantbox

Игра «Ассоциативные классики»: на листе рисуем классики (с младшими школьниками можно нарисовать классики на полу), каждая клетка помечена своей категорией (например, животные). Учащиеся, бросая монетку, должны назвать как можно больше слов из этой категории за 20 секунд.

В основу игры положены задания на проверку знаний алфавита, написания, произношения букв и звуков, отличия гласных и согласных, распознавания слов в ряде букв, то есть практическое использование букв при написании слов и их произношении. Данные задания соответствуют возрасту, знаниям и интересам учащихся.

Учащиеся проявляют большую активность и заинтересованность в ходе проведения игры, энергичны и довольны, получают позитивный настрой. Кроме того, можно отметить, что интерес к иностранному языку становится еще выше.

Следующим эффективным методом обучения лексике является метод компьютерной техники и интернет-технологий.

Одновременно с графическим изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать слово (при этом происходит формирование звукового образа слов).

Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует их лучшему запоминанию.

На уроках английского языка необходимо использовать презентации, интерактивные приложения, особенно при введении новой темы, содержащей лексику. Здесь задействован элемент яркой, красочной наглядности.

Применение интерактивного приложения способствует формированию устойчивой потребности в общении на английском языке. Однако темы должны быть интересны ребенку.

Во 2 классе темы следующие: Мой дом!, Мой день рождения!, Мои животные!, Мои игрушки!, Мои каникулы! Как вы заметили, название каждого модуля начинается со слова «мой», и это не случайно.

Таким способом авторы учебника обеспечивают личную заинтересованность школьников, так как дети обожают рассказывать о себе, а перспектива научиться делать это на иностранном языке дает возможность самовыразиться по-новому. Темы прорабатываются в разнообразных заданиях и упражнениях, стимулирующих речевую деятельность во всех видах.

Интерактивное приложение позволяет выполнять упражнения в разных формах, режимах и т. д. и является хорошим инструментом поддержания необходимости общаться. Так, во 2-м классе по теме «Мой день рождения! (упр.3, с.53) предлагается сюжетная ситуация празднования дня рождения Лулу.

Применение стихотворений, рифмовок и песенного материала способствует более легкому усвоению лексических единиц. Учебник Spotlight насыщен разнообразными рифмовками и песнями.

  • Рифмовки, содержащиеся в учебниках, помогают как расширить лексический запас, так и отработать фонетические навыки.
  • Например, The bird can sing and the girl can swing.
  • В данной рифмовке дети отрабатывают звуки /i/ и /ɜ:/, а также узнают новые слова, например, can и swing/
  • Дети с удовольствием разучивают разнообразные лексические рифмовки:
  • Little Cats
  • Ann’s cat is black.
  • Jane’s cat is grey.
  • They often drink milk
  • And wash every day.
  • Также дети с огромным интересом заучивают лексику при помощи стихов-договорок. Например:
  • Подметает чисто flat.
  • Варит apple на обед.
  • Навестить Grandmother надо.
  • Вот старушка будет рада.
  • В window она глядит.
  • Возле house Cat сидит.
  • Когти острые у Cat.
  • Ждет добычу на обед.
  • Door открылась. На порог
  • Выбегает страшный Dog.

Помогите! Ай-ай-ай!

  1. А ему в ответ:»Good bye!»
  2. Dog страшнее, чем акула.
  3. Так вот Mouse Cat «надула».
  4. Песня, наряду с другими приемами, является одним из эффективных средств для изучения и закрепления лексических единиц.

Многие учебные курсы для начальной школы вводят песенный материал при изучении тех или иных лексических тем. В учебном курсе “Spotlight” детям предлагаются чудесные, легко запоминающиеся песенки практически в каждой теме: цвета, школьные принадлежности, еда, счет, животные, игрушки.

При изучении темы: «Погода» во втором классе мы с детьми разучиваем песню How’s the weather? (используя движения):

How’s the weather? [Жест погода.]

How’s the weather?

How’s the weather today?

Is it sunny? [Жест солнечно.]

Is it rainy? [Жест дождливо.]

Is it cloudy? [Жест облачно.]

Is it snowy? [Жест снежно.]

How’s the weather today?

Let’s look outside. [Приложите ладошку козырьком к глазам и посмотрите в окошко.]

  • How’s the weather?
  • Is it sunny today?
  • Let’s look outside.
  • How’s the weather?
  • Is it rainy today?
  • Let’s look outside.
  • How’s the weather?
  • Is it cloudy today?
  • Let’s look outside.
  • Is it snowy today?
  • How’s the weather?
  • How’s the weather?
  • How’s the weather today?

При изучении английской лексики необходимо использовать все вышеописанные методы и приемы в комплексе.

  Данные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, расширять лексический запас, закреплять раннее изученные лексические единицы на практике.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка | Английский язык | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Плеханова Евгения Алексеевна

Организация: МБОУ «СОШ №10 с угл. изучением физики и тех. дисциплин»

  • Населенный пункт: ЯНАО, город Ноябрьск
  • Обучение лексике иностранного языка — это процесс расширения словарного запаса, включающий в себя три стадии:
  • 1) ознакомление с новым материалом (введение и объяснение слов, словосочетаний);
  • 2) тренировка в употреблении лексических единиц (первичное закрепление);
  • 3) употребление лексических единиц (включение слов в речевую деятельность).
  • Для изучения новых слов и словосочетаний необходимо участие всех видов памяти: зрительной (она тренируется в следствие чтения и написания слов); слуховой (развивается при восприятии устной иноязычной речи на слух); моторной (ее работа связана с активизацией органов речи и письменным употреблением слов), и, наконец, логической (с ее помощью происходит полное осмысление и осознание полученного материала).
  • Таким образом, необходимо не просто ознакомиться с новой лексической единицей (ЛЕ), но и проиллюстрировать ее значение в различных примерах и ситуациях, чтобы потом, при необходимости, это слово (словосочетание) с легкостью можно было бы употреблять в речи.

Вопрос обучения лексике английского языка крайне актуален, так как до сих пор не найден один хороший способ, подходящий и гарантирующий абсолютный результат, заучивания новых слов. Как правило, способов для запоминания новых слов достаточно. И выбрать подходящий для определенного ученика можно, основываясь на его индивидуальных особенностях.

Константин Дмитриевич Ушинский писал, что для запоминания информации важно «чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания». «При таком дружеском содействии всех органов в акте усвоения», — указывал Ушинский, — «вы победите самую ленивую память».

Говоря о видах памяти, необходимо отметить, что на запоминание слов и фраз непосредственное влияние оказывает тип личности, способности и мотивация, то есть настрой на запоминание.

Соответственно, особенности восприятия информации у учащихся нужно принимать во внимание— например, кинестетик лучше запоминает, когда он в процессе изучения ходит, пишет или печатает.

Аудиал должен прослушивать больше аудио- и видеоматериалов, а визуал — изучать иллюстрированные словари и использовать метод наглядности.

Лексика является одним из важнейших компонентов в системе обучения иностранному языку. Без нее невозможно производить речевую деятельность: аудирование, говорение, чтение и письмо.

Это говорит о том, что изучение новых ЛЕ должно происходить на каждом уроке иностранного языка и учителю необходимо уделать должное вниманию процессу обучения данного раздела языка.

Школьникам необходимо освоить лексический минимум, установленный школьной программой и прочно закрепить его в памяти, чтобы учащиеся без труда могли использовать его в качестве активной лексики в любой ситуации.

Наиболее часто практикуемыми методами в школе в процессе обучения иностранному языку следует считать: демонстрацию, объяснение и упражнения. В наше время развивается и такое направление, как методика технических средств в обучении иностранным языкам. Интерактивные методы и формы можно считать универсальными, интересными, увлекательными. Они помогают сделать урок динамичным, более насыщенным, создают позитивный эмоциональный настрой учащихся.

В связи с вышеперечисленным, хотелось бы выделить следующие методы и приемы изучения лексики:

1. Использование словаря.

Изучение новых ЛЕ начинается со словаря. Сейчас широко распространены электронные словари.

Их положительной стороной является не только превосходство книжных по объему, но также способность быстрого поиска слова или словосочетания (буквально за несколько секунд), большее количество неологизмов, на том основании, что язык — отражение реальной жизни людей, их культуры.

В «бумажных» словарях вся новая лексика не может быть достойно отражена по той простой причине, что они слишком долго разрабатываются и быстро устаревают. В них не указаны современные значения старых слов, отсутствуют многие новые слова.

Для электронных словарей характерна частая смена версий и наличие постоянной обратной связи с тысячами пользователями, что является бесспорным преимуществом. Самыми распространёнными словарями являются ABBY Lingvo, Мультитран, Мультилекс и Cambridge Dictionaries Online.

2. Лексические игры

Такие игры представляют собой ситуативные упражнения, в которых создается возможность для многократного повторения речевой модели в условиях, приближенных к живому общению с соответствующими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью и целенаправленностью воздействия. Лексические игры заостряют внимание учащихся на лексическом материале, с целью помочь им проиллюстрировать и отработать употребление слов в речевых ситуациях общения и расширить словарный запас.

Лексически направленные упражнения в форме игры помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке, способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса.

Некоторые примеры лексических игр, которые можно использовать на уроке:

Memory game (Игры на развитие зрительной памяти и знаний лексики)

На доске размещаются слова или словосочетания, которые надо закрепить. Учитель просит учащихся отвернуться или закрыть глаза и стирает одну из ЛЕ. Ученики должны догадаться, какого слова или словосочетания не хватает и как правильно записать его на доске.

Champion Game или «Снежный ком»

Учитель называет слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в котором они вводились в игру, и сказать свое новое слово. Тот, кто забыл слово или перепутал порядок — выбывает из игры.

«Цепочка слов»

На уроке начните цепочку, произнеся, например, словосочетание: 'a small ball'. После этого, предложите первому ученику заменить в нём прилагательное, например: 'a beautiful ball'.

Далее попросите второго заменить в новом словосочетании существительное, например: 'a beautiful doll' и т.д. Учащийся, не нашедший подходящего слова, выбывает из игры, а цепочку продолжает следующий участник.

Задание продолжается до тех пор, пока в нём не останется один победитель.

Настольные игры (board game)

Бросок кубиков вносит в игру элемент удачи и азарта, создавая благоприятный эмоциональный фон для изучения нового: никогда не знаешь, какое выпадет число, как быстро удастся пройти игру и обогнать соперников.

Фишки наглядно демонстрируют прогресс команды на игровой доске и создают динамику: чем быстрее и дальше вы продвинулись на игровом поле, тем лучше! Именно поэтому настольные игры с фишками и кубиками так любят дети: благодаря им они с головой окунаются в игровой процесс. На сайте http://www.eslgamesplus.com/crocodile-games представлены различные игры, в которые можно играть в онлайн-режиме и повышать мотивацию учеников с помощью технических средств.

3. Кроссворд и word search

Word search – это головоломка, представленная в виде сетки слов, пересекающих друг друга по горизонтали и вертикали. Учащиеся получают слова, которые необходимо вписать в сетку, отвечая на вопросы или угадывая определения в кроссворде.

Согласно правилам, ответами могут быть только существительные в именительном падеже и единственном числе. Но также можно встретить разные новшества в этой игре, изменять правила согласно потребностям учеников. На сайте http://a4esl.org/ имеются кроссворды любой сложности, с подсказками и ответами.

4. Метод компьютерной техники и сети Интернет

Современный метод обучения, делающий изучение лексики более красочным и увлекательным. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом.

На уроках английского языка необходимо использовать для более яркой наглядности презентации, особенно при введении новой лексической темы.

Так же целесообразно использование интернет-ресурсов, как для работы на уроке, так и при самостоятельной работе учащихся в домашних условиях.

Большой интерес у детей вызывают небольшие видеоролики, которые можно использовать при знакомстве с новыми словами и фразами, повторяя и закрепляя их.

Говоря об онлайн упражнениях, хотелось бы отметить несколько сайтов, на которых представлен отличный материал для отработки различных лексических единиц:

http://www.english-4kids.com/games.html

http://a4esl.org/

http://juliaapt.blogspot.com/

http://englishteststore.net

http://www.agendaweb.org/vocabulary-exercises

https://en.islcollective.com/ — перечисленные сайты имеют богатый выбор онлайн-игр и printable games, презентаций и тематических материалов. Все это поможет сделать урок ярким, интересным, а также повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка.

5. Песенный материал и стихотворения в качестве приема изучения иностранного языка

Стихи, песни, рифмовки – это вид работы, с помощью которого можно переключить внимание ребенка, снять напряжение и вызвать положительное эмоциональное состояние.

Разучивание рифмовок, стихов соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Они легко заучиваются, обладают ритмичностью, звуковой повторяемостью. При помощи рифмы легко активизируются лексико-грамматические структуры в устной речи.

Важным моментом данного метода является использование аутентичного речевого образца.

Перед прозаическим материалом песни и стихи имеют много преимуществ: легко вводятся, запоминаются, можно петь хором, тем самым снимая психологический пресс с неуверенных в себе учеников.

В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи.

На сайте http://www.agendaweb.org/songs-exercises огромный выбор песенного материала, видеоклипов как для маленьких, так для школьников постарше, nursery rhymes, поп музыка. Особое внимание привлекает раздел Learn English songs-exercises, где во время прослушивания песни выполняется задание и сразу же выдается результат.

6. Игры по аудированию

Основная задача такого типа игр заключается в умении понимать смысл услышанного и выделять главную информацию в потоке речи. Игры на аудирование можно проводить по-разному.

Например, включается запись или учитель читает текст в нормальном темпе, ученики слушают. После прослушивания текста, дети должны записать слова и фразы, которые каждый из них запомнил.

После этого участники восстанавливают текст по памяти, используя свои записи. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.

Лексика — это центральная часть языка, которая является именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.

Изучение лексики — неотъемлемая составляющая обучения иностранному языку, без которой его невозможно изучить.

В связи с этим, корректная подача лексического материала ведет к успешному овладению знаниями, а разнообразие методов обучения позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным.

Список литературы:

  1. Бьюзен Т. Думайте эффективно. – Мн.: Попурри, 2009. – 96 с
  2. Гальскова «Современная методика обучения иностранным языкам»: М: 2004 .
  3. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе»: учебник. — М.: Высш. Школа, 1982 . – 373с
  4. Давыдова, Э.М. Игра как метод обучения иностранным языкам/ Давыдова Э.М.// Иностранный язык в школе. – 2010. — №6. – С. 34-38.
  5. Марчан, Н.Б. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики/ Марчан Н.Б.// Иностранный язык в школе. – 2004. — №5
  6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с
  7. Гуреева Л. В., Козьмина Н. А. Упражнения, направленные на предъявление и активизацию лексического материала на занятиях со студентами специальности энергетический менеджмент [Текст] // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 48-50. — URL
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector