Как научить ребенка английскому языку — советы и методики

Светлана Лашук, соавтор книги «Язык как игра»

Совсем недавно в МИФе вышла книга «Язык как игра», которую написали мамы детей-билингвов и преподаватели английского, — Светлана Лашук и Анастасия Иванова. Светлана Лашук подготовила статью, в которой дает советы родителям. Слова Светлане:

Главное — играть!

С детьми и подростками любое обучение становится простым и быстрым, если использовать всего лишь один приём.

Как думаете, какой? Подержу интригу. И расскажу историю.

В школе я очень не любила химию. Помню: сидишь за партой, учитель нудно раскладывает «аш-два-о» на компоненты, вызывает к доске, подчёркивает ошибки красной ручкой в тетради.

Как научить ребенка английскому языку - советы и методики
Книга «Язык как игра» в яркой и стильной обложке

А потом пришла другая, более «живая», а сейчас я бы назвала ее, «правильная» учительница. Она приносила на уроки магниты, спички, пищевые красители. Показывала невероятные для нас, детей, опыты. Однажды, пересказывая родителям её эксперимент с шариком, наполненным водой, и спичками, я сравнила учительницу с Дэвидом Коперфилдом (помните такого?). Вот кем она была для меня тогда.

Само собой, и отношение к физике у меня изменилось. Вместо того, чтобы спать на уроках и прогуливать их с одноклассниками мы искали в энциклопедиях всё новые эксперименты, и просили учительницу их воспроизвести. Что она и делала, поддерживая наш энтузиазм.

Догадались, как увлечь детей? Конечно! Игрой. Стоит начать, а потом дети сами подхватят, а вам останется только поддерживать инициативу.

Как вырастить билингва

Меня зовут Светлана Лашук. Я англомама — начала говорить с сыном по-английски, когда ему исполнился год. Сначала 15 минут, потом 20, дальше-больше. Теперь мы можем говорить на нем весь день, если сын хочет: он свободно переключается между русским и английским, не смешивая их. Я окружила нас англосредой, пусть и искусственно.

А началось всё с игры: я пела сыну колыбельные на английском, делала массаж и проговаривала названия частей тела, считала пальчики. Такое «обучение» без принуждения не вызывает протеста, а, напротив, культивирует любовь к новому языку.

С малышами просто: вы для них источник информации — они впитают всё без остатка, а потом, в определённое время «выдадут» накопленное уже на двух языках.

Как научить ребенка английскому языку - советы и методики
Светлана Лашук со своим сыном-билингвом. Фото здесь и далее из личного архива автора

Знакомим детей с языком через игру

  • Если вы хотите познакомить ребенка с иностранным языком ненавязчиво и увлекательно, то берите на вооружение эти советы.
  • 1. Просто заговорите с ребенком на другом языке
  • Если у вас еще малыш (до года), то спойте песенку, сделайте массаж, посчитайте пальчики малыша на английском.

С ребенком постарше начните с любой из рутин — завтрака, сборов на прогулку, купания.

Изо дня в день это занятие вы теперь будете делать по-английски. Первое время используйте триггер для переключения с языка на язык. Лично я произносила: «One,two, three, let’s speak English».

После этих слов всё только на английском. Дублировать и переводить на русский ничего не нужно. Детский мозг потрясающе устроен: он «поймёт» новый язык по вашим жестам, мимике, предметам, на которые вы укажете при разговоре.

Вот задумайтесь: когда вы были малышами, вы научились понимать русский без перевода, правда? А родились не зная ни слова по-русски! Удивительный детский мозг!

Как научить ребенка английскому языку - советы и методики
Анастасия Иванова, автор книги «Язык как игра» с дочкой

Поэтому просто говорите с ребёнком точно так же, как когда вы говорите по-русски. Дурачьтесь, смейтесь, шутите.

Сначала это будут 10 минут, потом вы сами почувствуете свои силы и будете увеличивать время.

Детям старше трех лет я советую сначала рассказать (на русском) про иностранный язык, показать на карте в каких странах на нем говорят, показать Биг Бен / Эйфелеву башню / Колизей — зависит от иностранного языка. Потом предложите стать на время «иностранцами», триггер «One,two, three, let’s speak English» и вперёд!

2. Action songs — песни с движениями

Не просто прыгаем, а прыгаем и говорим «Jump», хлопаем и кричим «Clap», садимся и «Sit». Таких песен много на Youtube или придумывайте сами.

3. Читайте книги. Выбирайте героев, которых любит ваш ребёнок

Особенно это важно для подростков и детей старше 4 лет. Если ваш сын любит роботов, не нужно начинать знакомить его с другим языком с книг о фиолетовых пони. Ему и на русском было бы неинтересно.

Как научить ребенка английскому языку - советы и методики
Светлана Лашук играет с детьми

4. Обыгрывайте книги и любимых героев

Прочитали книгу, теперь берём игрушки и проигрываем сюжет уже с ними. Используйте слова и фразы из книги.

Не дублируйте на русском — если книга подобрана по возрасту и уровню, то все действия итак будут понятны ребенку. Например, вы говорите «The car stopped» и при этом сопровождаете это соответствующими действиями. Можно несколько раз сделать одно и то же с несколькими игрушками и ми без перевода на русский.

Посмотрите отрывки мультика про любимого героя на английском. Вначале это 5-10 минут.

Как научить ребенка английскому языку - советы и методики
Светлана и Анастасия на прогулке с детьми

Как научить ребёнка английскому языку с нуля: как самостоятельно заниматься и учить английский с ребёнком дома

По данным ЮНИСЕФ, до трёх лет формируется 80% головного мозга. В том числе закладываются навыки распознавания и воспроизведения звуков, речевой аппарат подстраивается под фонетику языка, а нейронные связи мозга начинают активно формироваться. Учёные даже выделяют понятие «критического периода», после которого освоить иностранный язык становится труднее.

Как научить ребенка английскому языку - советы и методики‍Чем старше мы становимся, тем сложнее осваивать иностранный‍

‍До семи лет легче всего овладеть иностранным языком на высоком уровне. После способности к изучению снижаются из-за изменений в мозгу ребёнка. Кроме того, мышцам артикуляционного аппарата становится труднее перестроиться и начать воспроизводить непривычные звуки и интонации.

‍В этот период мозг детей открыт к восприятию новой информации. Дети «впитывают» язык неосознанно, не прилагая для этого отдельных усилий — именно поэтому хорошо подключить и иностранный язык.                                                                                                                        Ирина Ганина

Чтобы научить ребёнка английскому языку дома, можно знакомить ребёнка с двумя языками сразу уже с рождения. Это стимулирует развитие мозга. Вопреки распространённым мифам, это не приводит к смешению языков — мозг ребёнка способен автоматически сортировать языки по разным «ящикам». 

Но не стоит давать малышам интенсивную нагрузку. Знакомить дошкольника с английским можно ненавязчиво — дальше мы расскажем как. 

В начальной онлайн-школе «фоксфорда» обучение английскому языку начинается со второго класса. сначала занятия проходят в формате видеокурса — ребята слушают материал, который подаётся в игровой манере, а потом закрепляют его с помощью интерактивных упражнений на платформе и красочных распечаток. с четвёртого класса начинается вебинарный курс — ребята взаимодействуют с педагогом в живом формате. 

Советы, которые мы приведём в статье, ориентированы на малышей, но подойдут для любого возраста изучающих английский с нуля. Неважно, сколько ребёнку лет — освоение иностранного всегда полезно начинать с игр, детских сказок и мультфильмов. Лучше делать это под контролем профессионалов, но основы реально заложить самим. 

Почему родителям не стоит разговаривать с ребёнком на английском 

  • Если вы не билингв и не владеете английским на достаточном уровне, говорить с ребёнком самостоятельно не рекомендуется. Это чревато несколькими опасностями: 
  • ❌ ребёнок усвоит грамматические ошибки, которые вы можете допустить;❌ ребёнок усвоит русский акцент, который, скорее всего, присутствует в вашей речи; ❌ ребёнок усвоит русскоязычные интонации, не свойственные английскому языку. 
  • Если не уверены в своём уровне владения английским, задействуйте другие способы слушать аутентичную речь:
  • ✅ детские мультфильмы на английском,✅ детские песни на английском, ✅ аудиосказки, начитанные англоговорящими дикторами, и другие способы. 
  • Так малыш будет слышать аутентичную правильную речь и усваивать язык так, как это делают дети, родившиеся в англоговорящей среде, — естественным способом. 

Здорово начать учить английский вместе с ребёнком, если вы не владеете им в достаточной мере. Это один из способов, как мотивировать ребёнка на изучение языка. Личный пример близкого человека очень вдохновляет малышей!

Совет 1. Смотрите мультфильмы

Изучение иностранного языка должно быть максимально приближено к освоению родного. Чтобы выучить родной язык, ребёнок первые 5–6 лет просто впитывает происходящее вокруг и взаимодействует устно.

Поэтому всё, что понадобится поначалу, — погружать ребёнка в английскую речь. Аудирование с видеорядом должно стать основой образовательного процесса. Идеально подойдут мультфильмы — там есть и аудио-, и видеодорожка. Их легко найти в открытом доступе — например, на YouTube.

‍После просмотра мультиков дети часто непроизвольно начинают повторять фразы оттуда. Нужные клише и выражения сами оседают в голове. Порой ребёнок даже не знает перевода, но прекрасно понимает, что означает высказывание, поскольку видел это в мультфильме.                                                                                                                       Ирина Ганина

Вот несколько сайтов и YouTube-каналов с англоязычными мультфильмами для интересного изучения английского языка.

Совет 2. Учите фониксы

В домашней онлайн-школе «Фоксфорд» навык чтения на английском отрабатывается с помощью фониксов — современной методики, которая фокусируется не на буквах алфавита, а на звуках, и не использует транскрипции. По ней учатся читать британские школьники.  

Уроки проходят так: к графическому изображению привязывается правило, как буква читается в слове, а не в алфавите. Это полезно с практической точки зрения: например, буква С в алфавите читается как «си», но в словах она чаще соответствует звуку «к». Увидев незнакомое слово «cat», ребёнок сможет самостоятельно прочитать его.

                           Виктория Белавина, главный методист по английскому языку                            в начальной школе

Каждому звуку соответствует определённое движение, чтобы задействовать ассоциативную память ребёнка и создать больше нейронных связей. Например, объясняя, как читается буква S, произнесите слово snake и покажите рукой, как вьётся змея.

Ребёнок должен повторять звук, слово и движение.

Совет 3. Приобретите хороший учебник

Для обучения по системе фониксов подойдёт «Oxford Phonics World». Но стоит использовать и другие, чтобы не концентрироваться только на чтении. Здорово, если пособие будет сопровождаться аудиоматериалами. Как правило, аудио прилагается на CD-диске или в виде ссылки на нужный сайт в интернете.

Для общего изучения попробуйте «Excellent Starter» от издательства Pearson Education — это первый уровень курса английского языка для детей начальных классов.

Дети знакомятся с языком, выполняя творческие задания, играя в игры и распевая песенки из аудиоматериалов.

                            Виктория Белавина, главный методист по английскому языку                            в начальной школе

Главное — не сажать ребёнка за нудные упражнения. Учебник должен быть красочным и привлекательным. 

Совет 4. Пойте песни

Песни легко запоминаются и под них можно двигаться — то, что нужно в изучении английского. Текст песни можно распечатывать, раскрашивать и разрисовывать для визуализации и ориентации в строчках. А когда ребёнок уже знает слова наизусть — просто танцуйте и пойте! 

Читайте также:  Как правильно отвечать на вопросы работодателя

Совет 5. Попробуйте шедоуинг

Шедоуинг (от англ. shadowing) — это техника повторения за диктором. Что понадобится: 

  • включить знакомую аудиосказку в наушниках ребёнку, 
  • положить перед ребёнком знакомый текст сказки, 
  • включить диктофон. 

Задача ребёнка — повторять сказку за диктором, стараясь не отставать. Важно полностью имитировать звучание — все интонации и эмоции. Это нужно, чтобы отточить произношение. 

Как научить ребенка английскому языку - советы и методикиИсточник: freepik.com ‍

Чтобы задание не было скучным, ребёнку необходимо максимально влиться в роль «сказочника». Найдите эмоционального диктора, за которым интересно повторять. Параллельно с повторением можно и нужно «обезьянничать» — задействовать мимику и движения.

В идеале следует уделять шедоуингу сказок около 10–15 минут ежедневно. Переслушивайте записи на диктофоне, чтобы отслеживать прогресс. С каждым разом у ребёнка будет получаться лучше и лучше, а произношению скоро удивятся родственники. 

Совет 6. Ставьте театральные сценки

Театр на английском языке — крутая возможность практиковать говорение. Вы создадите игровую иноязычную среду, в которой ребёнок легко запоминает слова, раскрывает творческий потенциал и отрабатывает выразительное произношение.

Здорово, если получится привлечь друзей и близких. Выберите несложную сценку из любимого произведения и поставьте в кругу родственников. Сценарии спектаклей для малышей начального уровня есть в интернете. 

Совет 7. Мастерите поделки

Эффект от изучения языка круче, если ребёнок взаимодействует с окружающим миром, используя английский на практике. Для второклассников и третьеклассников в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» проводятся вебинары по крафту на английском языке. Ребята делают поделки или рисуют, задействуя английский язык.

Совместите приятное с полезным — сводите ребёнка на англоязычный мастер-класс по крафту для детей или посмотрите туториалы на Youtube. Если мастерить своими руками и проговаривать действия на английском, освоение языка гораздо эффективней. 

Совет 8. Занимайтесь регулярно

Вы заметите результат от обучения, если занятия будут системными. Разработайте план — например, начните уделяйте игровому изучению языка по 45 минут два раза в неделю и посмотрите, понравится ли это ребёнку.

‍Мы никогда не освоим иностранный язык «в совершенстве» — ведь даже родной язык никто не знает в совершенстве. Но к нему можно стремиться!                                                                                                                       Ирина Ганина

В начальной онлайн-школе «Фоксфорда» родители строят индивидуальный график занятий вместе с методистом. В нём важно прописать интенсивность уроков: 1–2 раза в неделю или чаще. Количество занятий зависит от уровня знаний, учебной нагрузки ученика и сроков, которые ставит родитель.

Резюме

Начинать обучать ребёнка английскому можно с рождения — до 3–7 лет наиболее высокая вероятность овладеть языком на крутом уровне. Основу изучения языка должно составлять аудирование и видеоряд. Задача ребёнка — как можно больше слушать аутентичную речь, имитировать её, обезьянничать и повторять.

Чтобы научить ребёнка английскому языку с нуля, не сажайте малыша за скучные учебники, грамматические правила и письма воображаемым друзьям. Обучение должно проходить живо и разнообразно — с мультиками, песнями, театральными сценками.

А чтобы научить ребёнка английскому языку правильно, рекомендуется не только заниматься с ним самостоятельно, но и довериться профессионалам. Тогда ребёнку точно не придётся «переучиваться» от неправильно заученных конструкций или правил впоследствии.

Как заучивать английские слова? Методики, игры, советы учителям и родителям о том, как учить слова с детьми

Как научить ребенка английскому языку - советы и методикиСлова – это основа любого языка. Любой язык состоит из слов. Но не всегда удается учить их легко и просто. Есть люди, которые запоминают быстро, а есть те, кому надо повторять, зубрить, снова повторять, и все равно запоминается не все и не всегда. В статье вы найдете рекомендации и советы о том, какие способы заучивания английских слов хорошо работают, особенно, с детьми. Но эти советы можно использовать и со взрослыми учениками.

Итак, что делать, если слова пролетают мимо ученика и совсем не задерживаются в голове? Важно не винить ученика, не считать его «тупым» или «глупым». У каждого свои способности и склонности.

Наша задача, как учителей – активизировать память, включить ее и настроить на запоминание информации. Конечно, скорость усвоения материала индивидуальна.

Но если ученик не имеет явных интеллектуальных отклонений, то он при правильном подходе вполне может запоминать несколько новых слов во время урока.

Карточки

Этот способ стар, как мир. Мы все, когда еще сами были учениками, проходили через него. Многие родители, которые начинают учить своих малышей, интуитивно используют наглядные материалы, то есть, книжки с картинками, наборы карточек, придумывают к ним нехитрые задания.

Самое простое из них: показать на изображение и назвать это каким-то словом. Потом нужно попросить повторить это слово. Далее вы многократно возвращаетесь к этим картинкам и добиваетесь того, чтобы ребенок все запомнил.

С этим заданием по силам справиться абсолютно любому ребенку, даже со средними способностями.

Варианты с карточками можно расширить. Например, можно использовать игры: «Что пропало», «Что лишнее», «Мемори» и т.д. Эти игры основаны на том, что вы выкладываете рядо карточек, а потом задаете вопрос, ответом на которое будет одно какое-то слово. Можно собирать слова из букв, как пазл.

Или, к примеру, соотнести написанное слово с его изображением. Можно сделать карточки «Слово – транскрипция – перевод» и регулярно их повторять. Вариантов много. Придумайте свои карточные игры. Главное — частое их использование! Проводите игры с карточками на каждом уроке, комбинируйте их.

Постепенно новые слова запомнятся намертво.

«Электронные карточки»

Если вы не любите бумагу, то «цифровая вселенная» предлагает множество сервисов, которые используют тот же принцип, что с бумагой, только на электронном носителе. Одним из популярных сервисов является Quizlet.

Здесь можно найти наборы карточек по разным темам, созданные учителями и энтузиастами. На сайте есть поиск. Так что, не потеряетесь. Можно пользовать бесплатной версией сайта и всем контентом.

Мне нравится, что карточки удобно листать, и анимация приятная.

Более продвинутой версией является программа Anki (Анки). Она позволяет оформлять материал на карточки, добавлять к ним картинки и аудио. Программа предлагает массу заданий на отработку. Есть в виде приложения, так что на сайт заходить не обязательно.

Для этой программы уже создано множество «колод» по разным темам благодаря энтузиастам. Опять же, результат нужно доводить до автоматизма, что, в общем, недалеко ушло от зубрежки.

Но, согласитесь, намного веселее листать по кругу красочные карточки, чем тоскливо повторять, как мантру, одно и то же слово, глядя в учебник.

Учебники с методическими дополнениями

В среде учителей вы нередко услышите такое понятие, как УМК. УМК расшифровывается, как учебно-методический комплекс. Если по-простому, то это не только учебник, который получает ученик. Это еще и рабочие тетради, флеш-карточки, сборники с дополнительными заданиями для учителей (teacher’s book), которые можно использовать на уроке.

Часто по английскому языку в такие УМК входят аудио материалы, такие как озвученные диктором слова, сценки, диалоги, сказки, песни, скороговорки. Для детей иногда добавляют мультики. Для более старших учеников присутствуют фрагменты фильмов, интервью с носителями языка.

К ним идут учебные материалы, помогающие запомнить и закрепить тему. Например, упражнения, где нужно вставить пропущенные слова или пропущенные буквы в изучаемых словах. Мы и сами все это делали, когда учили язык. Теперь пришло время пройти эти задания нашим ученикам.

Если вы проработаете хотя бы половину того, что включает в себя приличный УМК, то результат будет очень достойный. Часто доп.материалы «заточены» именно на отработку слов (как их писать и понимать на слух).

Любой учебник содержит большие тематические уроки (разделы), где слова повторяются снова и снова в разных комбинациях и заданиях.

В принципе, если вы не любите игры (а не все любят на уроках игры), то можно добросовестно пройти все доп-ы вместе с учеником, что приводит к стабильным крепким результатам.

Веселая зубрежка

Я уже упоминала, что зубрежка, как ни крути, необходима. Некоторые вещи нужно повторять по многу раз. Наша задача, как учителей, сделать так, чтобы ученик не заснул на уроке. Главное – не переступать ту грань, когда урок превращается в шоу. Шоу быть не должно.

Но можно сделать запоминание веселым благодаря чередованию разных видов заданий. Мы, как бы, подаем «зубрежку» под «разным соусом»: игры с карточками, работа с «электронными колодами», повторение за диктором вслух. Можно показывать на карточки, слушая, что говорит диктор.

Далее начинаем переходить к составлению простых предложений по карточкам, используя знакомые конструкции. Составляем истории по карточкам. Слушаем песню или историю и хлопаем в ладоши, когда слышим знакомые слова. Тут всё зависит от энтузиазма учителя и его креативности.

«Дозировка»

Мне попадалось в интернете множество курсов о том, как быстро запоминать слова сотнями. Не вижу ничего хорошего в том, чтобы зазубрить с помощью мнемо-техник списки, которые нужно постоянно повторять, тратя на это много время и сил. Мнемо-техники, как второстепенный метод, облегчающий запоминание, можно использовать, но не стоит «перегибать палку».

Если говорить об английском, то на новую тему приходится в среднем 10 новых лексических единиц. Благодаря грамотно составленному УМК это материал циклически повторяется и закрепляется. Вы можете вводить свои слова, но это должно быть органично связано с темой урока.

Читайте также:  Кому принадлежат вещи - упражнение английского языка

Было бы неплохо вести учет учёт того, какую лексику вы вводите ученику. Для этого ученик должен вести личный словарь. Если вы одновременно ведете несколько учеников с разным уровнем, то вы всегда можете заглянуть в словарь ученика и вспомнить, что он уже должен знать.

Немного про «спеллинг»

Спеллинг (spelling) – это написание слова и проговаривание его по буквам. С этим часто возникают проблемы, ведь в английском, вроде как, нет четких правил того, как должны писаться слова. Исключений очень много.

Я слышала версию о том, что в английском около 40% всех корней слов подпадают под ту или иную форму исключений. Даже если эта цифра завышена, все равно исключений в английском очень много.

Носители английского языка, когда учат свое правописание, не проходят правила, как это делают у нас в школе. Они зазубривают спеллинг.

С некоторыми учениками хорошо работает устный спеллинг. Просите учеников, чтобы они проговаривали слова по буквам. Не обязательно говорить буквы, как в алфавите.

Можно «обозначать» особенности правописания. Помните, как мы говорили bought — /боу-г-х-т/ или «лангуаге» и «сюсюмбер», о которых много мемов.

Подбирайте блоки слов, где используется один принцип, просите учеников проговаривать спеллинг вслух.

Когда ученик записывает слово и проговаривает его спеллинг, просите его подчеркнуть орфограмму другой ручкой или выделить другой ручкой несколько букв слова, в которых часто делают ошибку. Этот метод (с ручками) с детьми неплохо работает, ведь он привязан к дополнительному физическому действию, что помогает лучше запомнить.

Еще больше о словаре вы можете узнать из моей предыдущей статьи «Как учить английские слова? Как пополнять английский словарь?!»

С чего начать учить английский язык с ребенком?

Содержание:

  1. Английский язык малышам в 3-4 годика
  2. Английский для детей 5-7 лет
  3. Английский язык для младших школьников
  4. Несколько рекомендации и советов

В современном мире знание английского требуется повсеместно.

Обучение иностранному языку начинается уже самого раннего возраста в детском саду и продолжается в школе. Однако, этого может быть недостаточно, чтобы в полной мере овладеть всеми навыками и свободно заговорить на другом языке.

Поэтому родители часто задаются вопросом: с чего начать изучение английского языка ребенку? Методики и стратегии обучения отличаются в зависимости от возраста.

Английский язык малышам в 3-4 годика

Многие родители хотят, чтобы ребенок заговорил на английском как можно скорее. Но стратегия «чем раньше, тем лучше» в данном случае не работает. Опытные педагоги советуют начинать обучать ребенка новому языку не раньше, чем у него сформируется родная речь.

Именно поэтому нельзя однозначно ответить на вопрос: с какого возраста начинать учить английский? Ведь способность хотя бы немного изъясняться на родном языке у всех развивается по-разному.

С чего начать

В 3-4 года дети знают название некоторых предметов и могут считать до 10. В этот момент можно подключать второй язык. Начать стоит самостоятельно дома, так как курсы не всегда имеют смысл, тем более дома в привычной обстановке ребенок не будет теряться и будет чувствовать себя спокойнее.

Даже если мама и папа не владеют английским – это не проблема, так как существует множество материалов с аудио и видео сопровождением. К тому же, помощь ребенку – хороший повод начать изучать английский самому.

Детей 3-4 лет сложно заинтересовать учебой, поэтому занятия должны быть непринужденными, желательно в игровой форме. Для этого прекрасно подойдут песенки, чтение сказок, и игры.

Песенки

Песенки, так же как и стихи запоминаются легче, поэтому заучивать их долго не придется. Зато сколько пользы: тренируется память и произношение, ребенок увлечен, и запоминает новые слова.

Даже если малыш не будет вникать в значение слов, он будет учиться воспринимать иностранную речь на слух и в подсознании обязательно отложатся отдельные фразы и слова.

Как правило, есть и специальные детские песни, чтобы учить алфавит, числа, базовую лексику или выражения.

  • ABC Song
  • Numbers Song 
  • Colours 

Сказки

В таком возрасте детки еще не умеют читать, но это не значит, что нужно отказываться от сказок на иностранном языке. Книги такого жанра всегда сопровождаются иллюстрациями, которые заинтересуют ребенка. В ходе чтения можно показывать на отдельные картинки, и называть предметы и персонажей, которые изображены на них.

По возможности используйте аудиозаписи с озвучкой текста. Еще один вариант – сказки в формате видео. Преимущества в том, что они короче, чем простые мультфильмы, и быстро не наскучат.

Рапунцель на английском

ВИДЕОФАЙЛ (https://www.youtube.com/watch?v=kyFHAY45NS0)

Золушка

ВИДЕОФАЙЛ (https://www.youtube.com/watch?v=V6OvAQj2buo)

Румпельштицкин

ВИДЕОФАЙЛ (https://www.youtube.com/watch?v=YJEytkS33AU)

Сейчас даже дети легко управляются с гаджетами – сматфонами и планшетами. И для того, чтобы время, проведенное за играми, принесло пользу, установите приложения на английском языке или используйте англоязычные сайты (https://learnenglishkids.britishcouncil.org/fun-games).

Для активных детей, которые не могут усидеть на месте, подойдут подвижные игры на английском.

«Simon says»

Ведущий говорит: «Simon says… stand up» (jump, sit down, touch your lips). Участники должны выполнять только те команды, перед которыми прозвучала вступительная фраза «Simon says». Если участник выполняет команду без это фразы, он выбывает из игры.

Confusion

Ведущий называет одну часть тела, одновременно касаясь другой. Например, произносит Lips (губы), а указывает на ухо. Игроки должны касаться той части тела, которую показывает ведущий.

Таким же образом можно изучать действия – игроки должны выполнять озвученные команды, а не совершенное действие (ведущий сказал Sit down – сесть – а сам прыгнул, игроки же должны повторять действия ведущего).

Английский для детей 5-7 лет

В дошкольном возрасте дети более осознанно подходят к обучению, но заинтересовать их все же сложно, и занятия, похожие на школьные уроки, не подойдут.

Однако, задачу можно усложнить, и подключить активное изучение слов при помощи карточек, несложных диалогов, мультфильмов. Также можно по желанию взять несложный учебник, разработанный специально для детей младших возрастов. В 5-7 лет дети начинают учиться читать, и чтение на русском можно сочетать с чтением на иностранном языке.

Лексика

Слова – это основа изучения языка. Поэтому изучению слов нужно уделить больше внимания на начальных этапах.

Для успешного усвоения новой лексики важно сделать английский частью повседневной жизни, так как только регулярные повторения способствуют закреплению всего изученного.

Кроме того, нужно задействовать как можно больше способов восприятия информации. Всего существует 4 вида:

  • визуальный (зрительная),
  • аудиальный (на слух),
  • звуковоспроизведение (повторять за говорящим),
  • тактильный (рукописный).

Опытные педагоги считают, что залог успешного освоения языка – задействование всех способов восприятия. Ребенок видит слово перед глазами, слушает его произношение, повторяет вслух и пишет слово на бумаге. При таком раскладе задействуются разные области мозга и информация усваивается намного быстрее.

Но где брать слова для изучения, и какие слова на английском нужно знать ребенку? Несложные диалоги, чтение коротких рассказов, мультфильмы и игры – отличный способ расширения словарного запаса.

Не стоит забывать, что нужно использовать разные активности, чтобы у ребенка не пропал интерес и ему не наскучило.

Диалоги

Простые диалоги помогут запомнить бытовые выражения, которые пригодятся в повседневной жизни. К тому же, вы можете применять их в обычной жизни для общения.

Попросите ребенка передать тарелку (to pass a plate), или убрать игрушки (to pick up toys) – простые повседневные дела, но вот уже выучено несколько новых слов. Примеры фраз на разные случаи можно найти здесь.

ВИДЕОФАЙЛ (https://www.youtube.com/watch?v=8irSFvoyLHQ)

Простые мультики — первые упражнения на аудирование для вашего ребенка. Герои говорят медленно и внятно, используют простые фразы, которые обязательно пригодятся для общения.

Даже если на первых стадиях ребенок не будет улавливать точный смысл на слух, но не переживайте. У детей отлично развита языковая интуиция. Они могут не понимать смысл слова, но они прекрасно понимают все по интонации, эмоциям, движениям.

К тому же, дети могут пересматривать любимый мультфильм по несколько раз. Так что пара новых выученных слов гарантирована.

Игры

Игры также остаются актуальным способом, чтобы разнообразить занятия. Это могут быть:

  • игры на компьютере и смартфоне;
  • настольные игры;
  • подвижные игры;
  • групповые или парные игры.

Если вы изучаете с ребенком английский самостоятельно, то можно играть вдвоем.

Игра «Сыщик»

Ребенок выходит из комнаты, в это время вы прячете какой-либо предмет. Суть в том, чтобы найти спрятанную вещь, задавая вопросы о его возможном местонахождении. Такая игра поможет выучить названия предметов мебели и потренировать употребление предлогов.

Съедобное — несъедобное

Популярная и всем известная игра может использоваться для изучения английских слов. Правила простые: ведущий бросаем мяч участникам, называя при этом разные предметы. Если он называет что-то съедобное, мяч нужно ловить, а если несъедобное – отбросить.

Английский язык для младших школьников

Уроки английского в общеобразовательных учреждениях начинаются со 2 класса. В начальных классах дети пока что не могут решать все задачи самостоятельно, в отличии учеников 5 класса. Таковы особенности психологии.

Поэтому, даже если ребенку преподают язык в школе, нужно помогать ему не только при выполнении домашних заданий, но и в развитии навыков чтения, аудирования и письма на английском.

Чтение

Чтение – очень многогранный аспект, к которому можно подойти с разных сторон. Так, например, чтение может быть интенсивным и экстенсивным.

Первый вид подразумевает работу над текстом – разбор грамматических конструкций, поиск значений незнакомых слов и их транскрипции, и пр.

Читайте также:  Как выучить английский язык. моя история изучения английского

Экстенсивное чтение не требует стольких усилий, и предназначено для тренировки беглости чтения и пассивного заучивания слов.

В младших классах (2-4 класс), можно использовать оба метода, но только в умеренных количествах.

Читать можно про себя или вслух. Последний вариант поможет отрабатывать произношение, если использовать книги с аудиосопровождением.

Что читать детям в младших классах? Можно использовать любую детскую литературу – сказки, рассказы, стихи.

О том, как научить читать ребенка на английском, подробнее написано здесь.

Грамматика

Освоение грамматики наиболее сложный процесс, так как детям понять логику чужого языка намного труднее. Поэтому для этого стоит приобрести учебник, в котором все правила и порядок подачи материала будут систематизированы.

Есть несколько типов учебников – аутентичные (на иностранном языке) и неаутентичные (на русском). Первый вариант не рекомендуется, если английский изучается с нуля.

Многие утверждают, что использование англоязычных материалов поможет больше «погрузиться» в языковую среду. Это так, но это не нужно в самом начале.

Основная задача – понять употребление правил, а через родной язык объяснить их намного проще.

Конечно, существует большое количество учебников, и все они разные: от простых сборников упражнений до огромных справочников с подробными объяснениями. Универсального метода выбора нет, все определяется индивидуально. Выбрать можно только опробовав учебник в деле.

Кроме учебников можно использовать видео уроки для детей. Так информация воспринимается намного проще, чем с книгами.

Если возникнут проблемы с усвоением или объяснением конкретных правил, можно подробнее прочитать о некоторых из них:

  1. https://www.study.ru/article/children/obuchaem-rebenka-angliyskoy-grammatike-vspomogatelnyy-glagol
  2. https://www.study.ru/article/children/obuchaem-rebenka-angliyskoy-grammatike-am-is-are-i-mestoimeniya
  3. https://www.study.ru/article/children/he-she-it-rebenok-i-obman-russkogo-yazyka

Тесты

Тесты – хороший способ проверить, насколько хорошо ребенок усвоил материал по той или иной теме. Это даст понять, какие аспекты изучения даются сложнее, и чему нужно уделять больше внимания. Таким образом можно корректировать план обучения, и уроки станут более эффективными.

Тесты могут быть тематическими или поделены на уровни: https://www.study.ru/test

Игры и сайты

Даже для детей дошкольного возраста иногда полезно отвлечься от серьезных занятий, и провести время с интересом. Для этого можно использовать различные англоязычные сайты с мультфильмами и играми. Они помогут вам не просто приятно провести время, но и расширить словарный запас, подтянуть знание грамматики и правописание.

https://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru — учебные материалы в легкой развлекательной форме, мультфильмы, упражнения и пр.

https://www.funbrain.com/games — сайт с играми на разные темы

https://www.theproblemsite.com/word-games — сайт для расширения словарного запаса

Несколько рекомендации и советов

  1. У школьников и дошкольников нужно развивать сразу все навыки параллельно: чтение, письмо, говорение, аудирование и лексический запас. Однако, на некоторые из них потребуется больше времени и усилий, например, на говорение и письмо. Эти навыки считаются активными, и осваиваются труднее.Комбинируйте занятия, чтобы ребенок не потерял интерес, а новые знания и лексику по максимуму применяйте на практике.
  1. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за ошибки. Так вы можете отбить любое желание продолжать обучение. Ошибки — это только показатель того, что какой-то определенной теме нужно уделить чуть больше внимания, и заполнить пробелы в знаниях.
  2. Мотивируйте ребенка. Осваивать новый навык проще, когда к нему есть интерес. Поэтому задача родителей – стараться делать занятия разнообразными. При этом не стоит забывать про поощрения.
  3. Занятия должны быть регулярными. Не стоит забрасывать их на долгий срок, даже во время каникул. Не обязательно повторять сразу большой объем информации, достаточно повторять по несколько слов в день.

Smart cookie: 8 методик обучения английскому языку детей от 2-3 лет

Чем раньше начать обучение иностранному языку, тем легче и эффективнее будет процесс в дальнейшем. Современные родители уже давно в курсе этого факта, и предпочитают обучать своих детей английскому чуть ли не с самого рождения. А вот к преподавателям ученики попадают уже с 2-3 лет.

Но как обучать малыша, который не умеет ни читать, ни писать, а иногда и говорить? В помощь учителю — популярные методики преподавания английского для young learners.

#1 Методика Глена Домана 

Методику Глена Домана преподаватели используют для детей от 6 месяцев и до среднего школьного возраста. Суть этой методике в том, чтобы показывать ученику специальные карточки с изображениями и говорить вслух, что на них изображено в течение короткого промежутка времени.

Первоначально занятия длятся не более 10 секунд: одна карточка — 1-2 секунды. Слова, как фотоснимки, запечатлеваются в мозгу ребенка и малыш быстро запоминает большое количество слов.

Из минусов я вижу то, что в этой методике роль ребенка в обучении пассивная — он просто смотрит на карточки; здесь отсутствует творчество. Также дети старше 3-х лет неохотно воспринимают обучение по методике Домана, если раньше с ними не занимались таким образом.

#2 Методика Н. Зайцева

Методика Н. Зайцева предназначена для уроков английского с детьми от пяти лет. Суть методики в обучении ребенка чтению с помощью кубиков со слогами. Играя красочными кубиками и проверяя себя по входящим в набор таблицам, дети учатся правильно составлять английские слова и предложения.

Особенность методики Зайцева — есть много языковых упражнений, которые помогают научить ребенка правильно произносить отдельные буквы и слова в любом языке.

Минусы методики — трудоемкость создания и хранения материалов, отсутствие последовательности в обучении.

#3 Методика Марии Монтессори

Девиз методики: “Помоги мне сделать это самому”. Суть методики заключается в том, чтобы помочь ему обучаться самостоятельно и свободно — для этого ребенка помещают в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. 

Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка; помощь от учителя приходит только в случае острой необходимости. Основной акцент делается на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

По моему мнению, минусом методики является отсутствие творческих элементов в обучении. По этой методике творческие игры не только изъяты из программы работы с детьми, но и считаются вредными и даже тормозящими детское развитие.

#4 Метод опоры на физические действия (Total physical response – TPR) 

Суть этого метода состоит в том, что при обучении иностранному языку необходимо имитировать процесс овладения родным языком, который усваивается параллельно с выполнением соответствующих физических действий.

Восприятие новых языковых структур облегчается, когда учитель и ученик сопровождают их действиями. Учитель играет роль родителя: он говорит слова или простые фразы, например, «прыгайте» или «смотрите в тетрадь», а дети выполняют действия.

  • Занятие с детьми проходит примерно так:
  • Провести все занятие по этой методике нелегко из-за однообразия и утомительности, а вот делать короткие блоки по 5-7 минут — нужно обязательно.

#5 Методика В. Н. Мещеряковой

Принцип, которым руководствуется В.Мещерякова при разработке обучающих программ: «Занятия должны приносить ребенку удовольствие». Ее методика называется «I love English» и состоит из нескольких ступеней:

«I can sing» — для детей от 3 до 5 лет. Дети учатся воспринимать английский язык на слух, выполнять команды учителя, играть и петь песенки на английском языке. Записи в аудио-материалах сделаны носителями языка.

«I can speak» — для детей от 5 до 7 лет. Дети приобретают навыки владения английской речью. Учитель говорит только на английском; другие задания, не относящиеся к языку, делаются тоже на английском — это все приводит к тому, что язык становятся частью жизни детей.

«I can read» — для детей от 7 до 8 лет. Дети обучаются чтению на знакомом языковом материале по методике цветочтения. При этом, цель обучения — развить навык функционального чтения с моментальным пониманием прочитанного. Эта технология помогает детям изначально читать правильно, как цветной, так и черно-белый текст.

«I can write»- для детей от 8 до 9 лет. Дети учатся писать на английском языке и грамматически правильно строить предложения. 

«I can analyse» — для детей от 9 до 10 лет. Формируются навык анализа устного и письменного языкового материала.

Примеры уроков и заданий по этой методики более подробно можно найти на YouTube.

#6 Проектная методика

Проектную методику я использую на занятиях с детьми от 4-5 лет. Суть методики в том, что педагог выбирает конкретную тему и после этого посвящает ей серию занятий. Вы предлагаете разные виды деятельности на уроке, с помощью которых дети узнают что-то интересное и новое по теме проекта. А после этого даёте еще задания для самостоятельной работы.

На завершающее занятие дети приносят творческие, масштабные для их возраста работы на заданную тему.

#7 Обучение через видео

Обучение через видео подразумевает использование только видео-материалов для изучения английского языка. Это могут быть фильмы, мультфильмы на иностранном языке, документальные видео, учебные видео курсы.

Данная методика может применяться для обучения детей любого возраста, поскольку направлена на формирование навыков распознавания иностранной речи и непроизвольному ее запоминанию.

Существуют различные ю-туб каналы, которые создают видео материалы для самых маленьких. Я использую, например, Nursery Rhymes , ChuchuTV,  Mapleleaflearning.

#8 Метод CLIL

Метод CLIL (Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение) — это изучение на английском (или другом иностранном языке) всех или нескольких предметов — это может быть окружающий мир, рисование, география, математика, литература и даже физкультура.

Чаще всего новая методика – это комбинированное использование различных элементов уже известных методик. Но какая из них более результативна и какую выбрать для обучения вашего ребенка?  Ответить на эти вопросы поможет практика и здравый смысл.

Пробуйте и у вас все получится!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector